Зависший сезон

14 марта 2016

Зависший сезон

Оксана Павлова
Эксперт-Сибирь

Турфирмы уверены, что в этом году спрос на зарубежный отдых не удержится на уровне 2015 года

Продажи летних туров открыты, но туристы не спешат тратить деньги на заграничные курорты

Продажи летних туров открыты, но туристы не спешат тратить деньги на заграничные курорты

Карта полетов за рубеж для сибирских туристов существенно изменилась к предстоящему летнему сезону. В условиях запрета на продажу туров в Турцию, которая являлась одним из самых популярных направлений для отдыха сибиряков, турфирмы вынуждены искать альтернативы. Впрочем, иллюзий относительно спроса со стороны туристов на зарубежные туры никто не строит: падение выездного турпотока в 2015 году более чем на 30% — это не предел.

С особой осторожностью

Волна сокращения прямых вылетов из городов Сибири за рубеж, начавшаяся в 2015 году, вероятнее всего, продолжится и в 2016 году — полетные программы компаний будут корректироваться в зависимости от спроса. Так, например, в Новосибирске в прошлом году следствием падения спроса на отдых в Европе (по данным Новосибирской ассоциации туристических организаций, снижение на этом направлении составило более 40%) стала отмена ряда ранее заявленных программ в Испанию, Италию. Также были отменены программы в Дубай. Количество чартерных рейсов сократилось более чем на 40%, комментировали ранее участники рынка туристических услуг ситуацию в отрасли. В конце прошлого года Ростуризм закрыл продажу туров в Египет и Турцию, которая являлась одним из самых массовых направлений для отдыха сибиряков (в 2015 году — 23% от числа всех туристов, выехавших за рубеж из Новосибирска). К формированию программ на лето 2016 года тур­операторы отнеслись особенно осторожно.

В предстоящем сезоне основным направлением для зарубежного отдыха сибиряков является Юго-Восточная Азия — Вьетнам и Таиланд. Впрочем, в этом году, по данным «STP — Сибирский Туристический Портал», не будут выполняться программы в Таиланд из Читы. В отличие от прошлого года, не заявлены программы на Кипр из Омска, кроме того, туроператоры полностью отказались от полетов за рубеж из Абакана, Братска и Улан-Удэ: «В прошлом сезоне программы из этих городов планировались, но так и не были реализованы».

В Иркутске новинкой летнего сезона станут перелеты в Болгарию, говорит член правления Сибирской Байкальской Ассоциации Туризма Екатерина Хитун: «Перелеты в Бургас запланированы с 1 июня. Некоторое время назад программы в Болгарию уже ставили из Иркутска. Мы рассчитываем, что в этом году болгарские курорты станут некоторой альтернативой отдыху в Турции». Она также отметила, что в этом году из Иркутска не планируется выполнение прямых перелетов в Испанию и Грецию.

В то же время из Новосибирска в качестве замены турецким курортам предлагаются Греция и Кипр. «Спрос на эти туры есть, так что греческое лето для новосибирцев, как и в прошлом году, продолжится», — говорит заместитель директора ООО «Бюро путешествий «Гран-Тур» Ольга Тимохина.

Программы на Кипр сейчас заявлены из Красноярска и Новосибирска, на греческие курорты — из Красноярска, Омска и Новосибирска, рассказала председатель правления Регио­нального отраслевого союза туриндустрии Сибири Наталья Куцевол, отметив, что ближе к апрелю ожидается корректировка программ. По данным STP, учитывая заявленные программы, Грецию этим летом могут посетить около 21,5 тыс. сибиряков.

Оптимистичные ожидания участников рынка туристических услуг связаны с еще одним направлением из Новосибирска — в Сеул. «В прошлом году заявленные рейсы совпали с эпидемией коронавируса ближневосточного респираторного синдрома (MERS) в Южной Корее. Надеемся, что в нынешнем сезоне рейсы по этому направлению состоятся», — говорит Тимохина. «Еще одно новое направление, открытое из Новосибирска, — Шанхай. Но, полагаю, оно больше рассчитано на китайских туристов, чем на наших. Для новосибирцев оно может представлять интерес как транзитное, например, на Бали, куда сейчас нет прямого рейса», — отмечает она.

Также из Новосибирска заявлена в этом году Испания. «В прошлом году программа по этому направлению анонсировалась, но не состоялась. Есть сомнение, что и в этом сезоне она состоится», — говорит Тимохина.

Спрос на паузе

По данным Новосибирской ассоциации туристических организаций (НАТО), в 2015 году спрос на отдых за рубежом снизился почти на 40%. Снижение спроса на отдых за рубежом происходило на фоне падения курса нацио­нальной валюты. При этом, как сообщалось ранее в СМИ, стоимость отдыха за полгода выросла в среднем в 1,5 раза.

От предстоящего сезона турфирмы не ждут чудес. «Ситуация в корне отличается от предыдущих лет. Если раньше в феврале мы уже начинали продавать туры по раннему бронированию, то сейчас спроса на это нет. Все заявленные программы, полагаю, будут еще корректироваться — они и в добрые времена изменялись. А то, что заявлено сейчас, — из серии изучения покупательского спроса, — говорит гендиректор турагентства «Афина Паллада» Эдуард Севостьянов. — Мы надеемся, что люди, привыкшие отдыхать, не изменят своим привычкам — может, это будут туры на меньшее количество дней или скоромнее «звездность» отелей», а может и альтернативой станут российские курорты».

Турфирмы уверены, что в этом году спрос на отдых за рубежом не удержится на уровне 2015 года. «Прошлый год не был активным с точки зрения продаж туров, и это притом, что было открыто турецкое направление, было раннее бронирование, некоторое снижение курса валюты. Если тогда еще люди спрашивали о направлениях, строили какие-то отложенные планы, то сейчас даже не интересуются. «Горящих путевок» практически нет. Если раньше можно было найти путевки по 15–20 тыс руб­лей, то сейчас «горящие» — это 70–80 тыс руб­лей», — рассказала Тимохина.

«Не думаю, что предстоящий сезон отличится ростом потока туристов за рубеж, — согласна Наталья Куцевол. — Надеемся, что количество туристов останется на уровне прошлого года, хотя тенденция к снижению уже наметилась. Это связано с тем, что все большее количество людей лишается работы, цены на продукты и предметы первой необходимости растут, население все больше экономит».

По оценкам директора Регио­нального информационно-аналитического центра STI (РИАЦ STI) Виталия Наумова, в 2016 году существенно просядет средний ценовой сегмент выездного рынка, базирующийся на пакетных турах: «По нашим прогнозам, в меньшей степени негативная тенденция затронет верхний ценовой сегмент, и стоит ожидать активизации самостоятельных туристов, приобретающих в турфирмах отдельные услуги».

О нацио­нальном турпродукте

«Единственное, что будет хорошо продаваться в этом сезоне, — наши черноморские курорты. Это очевидно, — уверена Наталья Куцевол. — Считаю, что хорошо будут востребованы и экскурсионные поездки по России. Этот туристический продукт — некоторая альтернатива европейским экскурсионным программам. Они были опробованы турфирмами в прошлом году, и рост спроса на них продолжается».

По данным НАТО, за первое полугодие 2015 года, поток туристов по внутренним направлениям с начала года вырос на 30%. При этом существенным фактором, обеспечившим рост, стали субсидированные полеты в Крым.

Доля сибирских туристов, выбирающих отдых на российских курортах, растет, причем, существенно, говорит Виталий Наумов: «Даже если мы посмотрим полетные планы перевозчиков на лето в аэропорту «Толмачёво», то увидим кратный рост заявленной перевозки на российский юг (Сочи, Симферополь и т.д.), появление новых или хорошо забытых старых направлений: Кавказские Минеральные Воды, Краснодар».

В то же время турфирмы отмечают целый ряд ограничивающих факторов для растущего спроса. В их числе — погодные и климатические условия. Лето короткое, а выбор, куда поехать сибирякам отдохнуть после холодной зимы, сейчас сравнительно невелик, отмечают участники рынка. В той же Турции можно было отдыхать с мая по октябрь, жаркий сезон на черноморском побережье — конец июня — август. «Может статься, что черноморские курорты не смогут вместить всех желающих», — говорит Эдуард Севостьянов. «К тому же у многих сформировано ожидание, что отдых внутри страны — это бюджетный отдых. Однако российский туризм не означает, что это дешево, — говорит он. — Существующие экономичные варианты зачастую означают услуги низкого качества, а туристы уже привыкли отдыхать в хороших условиях. Что бы ни говорили, но Турция как массовое направление задала высокую планку по соотношению цена-качество. Заплатив 150 тыс. руб­лей на семью за поездку в Турцию, можно было денег с собой, по сути, не брать, учитывая систему «все включено». Когда ту же сумму предлагают заплатить за отдых в России по системе «только завтрак», у туристов возникают вопросы о целесообразности таких трат».

По мнению Натальи Куцевол, многое в развитии спроса на российские курорты будет зависеть от их информационного продвижения. «Чтобы турист заинтересовался и поехал, нужно, чтобы он вообще об этом месте узнал, а продвижение какой-либо территории силами самой турфирмы — необоснованные расходы, никто этим не будет заниматься. Сейчас, правда, кроме Крыма и Сочи начали рекламироваться наши санатории, в том числе в Новосибирской области, есть программы по продвижению восточного региона», — говорит она. Зачастую у участников рынка нет понимания, как взаимодействовать по российскому турпродукту, отмечает эксперт: «Нередко гостиницы «перетягивают одеяло» на себя, непорядочно ведут себя по отношению к партнерам, а в итоге не получается слаженного продвижения отечественного турпродукта. Время сейчас непростое — становление российского рынка внутреннего туризма».

Если говорить об увеличении количества российских туристов, приезжающих в регионы Сибири, то, по оценкам Наумова, основной потенциал такого роста заключается в стимулировании сибиряков к поездкам по региону: «Только на этом направлении можно получить двукратное увеличение турпотока. В отношении въездного туризма и поез­док в Сибирь жителей центральных регионов России, прежде всего, Москвы и Петербурга, я настроен более скептично. Проблема в том, что дорогая дорога автоматически переводит регио­нальный турпродукт в верхний ценовой сегмент, а вот инфраструктурно обеспечить массовый поток «дорогого» туриста регион не готов».

Отдых «в тени»

По различным оценкам, в 2015 году с рынка туристических услуг в Сибири ушло от 30 до 50% участников. В текущем году этот процесс продолжится, но не будет носить массовый характер, уверены эксперты. По словам исполнительного директора некоммерческого партнерства Новосибирской Ассоциации туристических организаций Светланы Фоменко, сокращение числа турагентств в регионе может составить до 10%. «Поток доходов у компаний снижается. Многие и так уже сократили персонал, переехали на меньшие площади», — говорит она. По данным Регио­нального отраслевого союза туриндустрии Сибири, если в прошлом году в Новосибирской области насчитывалось порядка 600 агентств, то сейчас — около 400. Как отмечает Виталий Наумов, поскольку агентский бизнес носит сезонный характер, скорее всего, к лету сокращение числа субъектов агентского рынка приостановится именно за счет тех фирм, которые открываются на лето. «В целом, по году динамика, безусловно, будет отрицательной», — говорит он.

В то же время участники рынка говорят о расширении доли «серого» сегмента рынка туристических услуг. «Схема простая: деньги от туриста принимаются агентом неофициально и вносятся через терминал оплаты туроператора от имени клиента, агент прибирает комиссию себе в карман без каких-либо документов и отчетностей. Это и есть «серый» бизнес, недобросовестная конкуренция», — говорит Ольга Тимохина.

«К услугам нелегалов прибегают туристы, желающие сэкономить. На самом деле, обращаясь к нелегалам, они автоматически попадают в зону риска. Даже в том случае, если надомной деятельностью занимается турагент, с которым они совершили не одно и даже не один десяток путешествий. К сожалению, последние годы дали нам примеры банкротств очень авторитетных компаний, имевших неплохую репутацию. В случае возникновения проблем даже у знакомого «нелегала» турист окажется абсолютно незащищенным в правовом плане», — уверен Виталий Наумов.

Число сибирских городов с прямыми вылетами по направлениям

Число сибирских городов с прямыми вылетами по направлениям

Теги: 

Похожие статьи: