«Мы обновили модель работы с малым бизнесом»

28 марта 2016

«Мы обновили модель работы с малым бизнесом»

Директор департамента малого бизнеса Банка Москвы Максим Лукьянович — о новой модели работы банка с сегментом малого предпринимательства, заинтересованности в инвестиционных кредитах и сотрудничестве с региональными фондами поддержки бизнеса.

Директор департамента малого бизнеса Банка Москвы Максим Лукьянович

— Максим Леонидович, вы работали в разных банках, отличается ли подход финансово-кредитных организаций к ведению бизнеса с компаниями малого сегмента или есть некий единый стандарт?

— Практически не отличается. Как правило, к сегменту малого бизнеса банки относят предпринимателей и компании с годовой выручкой 300–400 миллионов рублей. Примерно 50–60 процентов в структуре компаний малого бизнеса составляет розничная и оптовая торговля, 20 процентов — производство, остальное — услуги.

— Эта пропорция каким-то образом меняется в последние годы?

— Да, конечно. В связи с проводимой в стране политикой импортозамещения мы наблюдаем рост в отраслях, связанных с производством и торговлей отечественными продуктами питания, недорогими товарами первой необходимости. Изучая финансовую отчетность таких компаний за 2015 год, мы видим у многих рост бизнеса на 20–30 и даже 50 процентов. С другой стороны,большинство компаний, относящихся к таким уязвимым во время кризиса секторам, как строительство, грузоперевозки, чистый импорт, сегодня проседают. Но все равно экономика адаптируется к сложной экономической ситуации, к санкциям и девальвации рубля.

Ситуация в Новосибирской области в целом повторяет общероссийскую, только в данном регионе чуть больше доля торговых предприятий.

 

Момент истины

— Какова сегодня востребованность новосибирского малого бизнеса в кредитах?

— По статистике только 15 процентов клиентов из сегмента малого бизнеса пользуются кредитами или планируют их получить в обозримой перспективе. А 85% предпринимателей опираются исключительно на собственные силы. Иногда они не нуждаются в кредитах, иногда не могут их получить из-за неудовлетворительного финансового состоянияили начального периода развития бизнеса. Ведь кредит — это также и большая ответственность. Если вовремя его не вернуть, то банк будет вынужден реализовать залоговое имущество, а клиент попадет в черный список и в дальнейшем не сможет привлекать кредиты. Поэтому оправданно, что не все предприниматели обращаются за кредитами. Однако, если бизнес динамично развивается, на его продукты или сервисы есть устойчивый спрос, то в таком случае для клиента и банка кредитная составляющая может стать обоюдовыгодной.

— Видите ли вы в тех 85 процентах предпринимателей, которые не берут в банках кредиты, потенциальных заемщиков?

— Банки годами были сосредоточены в основном на кредитовании малого бизнеса. Момент истины наступил после кризиса 2008 года, когда многие банки поняли, что основная и стабильная доходность находится именно в сфере транзакционных услуг для сектора малого предпринимательства, а это намного большее количество клиентов малого предпринимательства, чем те, кто может пользоваться кредитами. Сегодня наш банк обновляет модель бизнеса с фокусом также на клиентов этой категории. У каждого нашего клиента есть собственный менеджер расчетного счета, который занимается всеми его расчетными сервисами. Таким образом, мы поворачиваемся лицом к той большой части предпринимателей, которые кредитными продуктами пока не пользуются, но нуждаются в других банковских услугах.

— И какова главная цель новой модели?

— Стратегическая цель — значительный рост количества активных клиентов малого бизнеса. За 2016–2017 годы мы должны удвоить нашу клиентскую базу. Сейчас в Новосибирской области активными клиентами Банка Москвы являются около 3,6 тысяч субъектов малого предпринимательства. Это почти три процента от всего малого бизнеса региона. К концу 2017 года мы планируем иметь в качестве своих клиентов порядка восьми тысяч малых предпринимателей Новосибирской области.

В этом году мы предлагаем клиентам ряд новых привлекательных продуктовых предложений. Например, сформировали готовые наборы наиболее востребованных и необходимых для малого бизнеса услуг РКО, которые разработаны под определенные задачи бизнеса.

При этом мы остаемся кредитующим банком — у нас есть четкие задачи и по объемам кредитования. В 2016 году наш кредитный портфель должен вырасти более чем на 10%. Банк Москвы — один из крупнейших федеральных банков, поэтому мы можем предоставить привлекательный уровень процентных ставок по нашим кредитам. Сегодня этот диапазон составляет от 14,5 до 16,5 процента годовых. Конечная ставка для предпринимателя зависит от срока кредита, качества предлагаемого залога и финансового положения заемщика.

 

Оптимальная линейка

— Что собой представляют кредитные продукты банка для малого бизнеса, насколько они отвечают потребностям предпринимателей?

— Мы считаем, что наша кредитная линейка оптимальна для кредитования малого бизнеса. Есть краткосрочное кредитование в виде овердрафтов и возобновляемых кредитных линий, есть долгосрочное инвестиционное кредитование сроком на пять–семь лет в зависимости от окупаемости проектов. И мы видим оживление на этом рынке. Не в последнюю очередь это связано со снижением уровня процентных ставок. Если в марте 2015 года процентные ставки были на уровне 24–25 процентов годовых, то сегодня — от 14,5 процента.

— Насколько мала доля инвестиционных кредитов в портфеле вашего банка?

— Инвестиционные кредиты составляют не меньше половины портфеля банка, правдасформирован он, в том числе, за предыдущие годы. Если говорить о новых выдачах, то 70–80 процентов — это финансирование оборотного капитала, и только 20–30 — инвестиционные кредиты. Но мы отмечаем положительную динамику в сторону роста доли инвесткредитов.

— Являются ли государственные программы поддержки малого бизнеса конкурентом банковским продуктам? Кто выигрывает в этой конкуренции?

— Скорее не конкурентом, а подспорьем, потому что в определенных случаях, когда банк не может пойти на финансирование клиента из-за недостаточности залога, либо не может принять риск на всю сумму кредита, поручительство фондов поддержки малого предпринимательства, как правило, закрывают 50–70 процентов от суммы кредита. Для банка это снижение суммы рисков и высококачественное обеспечение, равное коммерческой недвижимости. Поэтому мы очень активно сотрудничаем с фондами по всей стране. В Новосибирске в прошлом году мы выдали кредитов по программе поддержки фонда малого предпринимательства на сумму 75 миллионов рублей.

— Что изменится в обслуживании клиентов малого бизнеса после интеграции Банка Москвы с ВТБ?

— Уверен, что наши клиенты не заметят каких-то технических сложностей, связанных с интеграцией. ВТБ станет полноправным приемником Банка Москвы по всем договорам, заключенным с клиентами.

 


Похожие статьи: