«Мало матерят»

26 апреля 2016

«Мало матерят»

Владислав Михайлов
Эксперт-Сибирь

В ужасном состоянии сибирских дорог виновата погода и недофинансирование, а вовсе не дураки

Составлен рейтинг дорог в российских регионах. В Сибири далеко не все гладко

Можно по-разному относиться к рейтингам, но исследование качества российских дорог, по-видимому, способно заинтересовать даже прожженных скептиков. Потому что дороги — это то, с чем мы сталкиваемся каждый день. И порой в прямом смысле. Со всеми драматическими и даже трагическими последствиями.

Инспекция Общероссийского народного фронта «Оценим качество дорог!» проехала с июля по декабрь 2015 года более 60 тыс. км по 130 городам страны и на прошлой неделе представила общественности итоговый рейтинг регионов, в котором учитывается состояние гарантийных дорог, общее состояние дорожной сети городов и инфраструктуры у школ и больниц. Нас, естественно, в первую очередь заинтересовали дороги городов Сибирского федерального округа, о которых и пойдет речь.

Методика сбора информации, насколько можно судить по описанию, была не очень сложной, но вполне достаточной для того, чтобы сделать конкретные выводы о состоянии дорог. На этом этапе действовала уже другая методика. О ней позже. Насколько объективными получились результаты инспекции, жители городов Сибири могут проверить самостоятельно.

Для оценки состояния гарантийных дорог измерялись такие дефекты, как колеи, ямы, просадка и разрушение верхнего слоя покрытия, просадка и выступ люка и решетки ливневой канализации, необработанные швы и трещины, разрушение кромки покрытия, занижение обочины. При этом учитывались не только улицы, находящиеся на гарантии, но и остальные дороги, по которым проехала инспекция.

От Абакана до Читы

Абакан инспекторов ОНФ приятно поразил (лучшие дороги в Сибири, 5-е место по России). По их мнению, это был первый город Сибири, где они встретили действительно хорошие дороги. Конечно, недостатки были найдены, но они оказались не настолько значительны, тем более в сравнении с дорогами других сибирских городов. В основном это необработанные трещины. Крупных ям и разрушений верхнего слоя покрытия на гарантийных участках не обнаружилось.

Горно-Алтайск тоже оставил у инспекции приятное впечатление (2-е место в Сибири, 8-е по России) — гарантийные и центральные улицы находятся в хорошем состоянии. О внутриквартальных проездах исследователи высказались критически — мало того, что машины проваливаются в ямы, так и пешеходам приходится прыгать через лужи по разрушенным тротуарам. Основные проблемы — это просадки ливневых люков и необработанные трещины.

В Барнауле участки дорог, ремонтные работы на которых проводились 4–5 лет назад, находятся в целом в неплохом состоянии. Резюме — дороги в Барнауле ремонтировать умеют. Однако о содержании дорог ничего хорошего инспекция не сообщила — обслуживание гарантийных участков практически не производится. Ямы встречаются на центральных улицах города.

Иркутск оказался первым городом на пути инспекции после Санкт-Петербурга, у которого ситуация с пешеходными переходами и безопасностью дорожного движения вблизи образовательных учреждений если не на высшем, то уж точно на очень хорошем уровне. А вот состояние иркутских дорог вызвало опасения — на гарантийных участках трещины, просадки и разрушения покрытия.

Гарантийный срок на ремонт дорог в Улан-Удэ — 5 лет. Это хороший показатель, констатируют составители рейтинга, по сравнению с федеральной нормой, которая составляет 4 года на верхний слой покрытия. На гарантийных участках были найдены дефекты, но они оказались не столь критичными для дорог, ремонт на которых проводился почти 5 лет назад. Однако это не означает, что за дорогами следят должным образом — некоторые участки в грязи, трещины не пролиты, а гарантийный ремонт делается тротуарной плиткой.

Далее ситуация становилась все хуже, в чем наглядно можно убедиться по позициям рейтинга. Например, Омск. Инспекция утверждает, что это первый город, где не удалось найти разметку даже на центральных улицах. Вывод — передвигаться по дорогам Омска опасно, а движение на некоторых перекрестках является хаотичным. Сами улицы в пыли, а вдоль обочин лежит грязь, тем самым сокращая ширину проезжей части. Более того, разметки нет даже на пешеходных переходах. Дороги в городе не соответствуют нормативным требованиям по ровности, и ехать по ним с разрешенной скоростью не всегда возможно. Движение по городу также ограничено пробками, которые образовываются начиная с семи утра.

В Красноярске инспекцию дорог начали в шесть утра, и не зря — уже через два часа город встал в пробки. Гарантийный срок на ремонт дорог в Красноярске составляет в среднем 4 года, а в отдельных случаях — 3 и 5 лет. Это достаточно хороший показатель отношения подрядчиков к своей работе. И действительно, на деле оказалось, что участки гарантийного ремонта находятся в хорошем состоянии — это говорит о качественном проводимом ремонте. Но вот о гарантийном содержании этих дорог никто не беспокоится — дорожное полотно в необработанных трещинах, которые будут только увеличиваться, приводя к разрушению покрытия.

Кемеровские дороги ремонтируются еще до проведения торгов, и это не единственное нарушение в сфере дорожной деятельности города, которое обнаружили составители рейтинга. Состояние улиц города оставляет желать лучшего: дороги неровные, на новых участках встречаются необработанные трещины и просадки, а дороги, на которых закончился срок гарантии, пущены на самотек и постепенно разваливаются.

Гарантийный срок на ремонт дорог в Новосибирске — 5 лет. Однако качество самого ремонта оставляет желать лучшего — дороги разрушаются и практически все гарантийные участки выглядят как гладильная доска — ехать по таким неровностям некомфортно, а подобное состояние проезжей части недопустимо по ровности. Необработанные трещины говорят о том, что за дорогами не следят на стадии эксплуатации и гарантийные обязательства не соблюдаются должным образом.

В Томске состояние, казалось бы, нового дорожного покрытия в целом хуже, чем состояние дорог по России (11-е место в Сибири, 97-е по стране). Особо отметила инспекция странную особенность Томска — решетки люков ливневки возвышаются над дорожным покрытием на несколько сантиметров. Как в них попадет вода, остается загадкой. Подобный дефект не был отмечен ни в одном регионе России.

Гарантийный срок на ремонт дорог в Чите составляет 4 года. Это достаточно неплохой показатель. Но проехав по гарантийным участкам, авторы рейтинга были разочарованы их текущим состоянием (12-е место в Сибири — худшие дороги в СФО). Кроме этого, в городе не установлены необходимые пешеходные переходы: отсутствуют знаки, разметка и светофорные объекты. Намеком на место для перехода улицы служит лишь понижение уровня бордюрного камня. Пешеходам приходится на свой страх и риск перебегать улицу между автомобилями. Такая ситуация наблюдается не на окраине, а в самом центре города.

Мэры в рейтинги не верят

Реакция на исследование со стороны муниципальных властей некоторых городов, конечно же, была противоречивой. Некоторые согласились со сделанными выводами и распределением мест в итоговой таблице, некоторые — нет.

Например, мэр Томска Иван Кляйн не согласился с 97-й строчкой, которую занял город, и сообщил, что не верит в рейтинги и не понимает, почему, например, Омск и Барнаул занимают более высокие места. Иван Кляйн добавил, что за 2015 год побывал почти во всех близлежащих сибирских городах, и в лучшую сторону отличается только Тюмень (хотя это уже Уральский федеральный округ). Глава города также отметил, что, например, в Омске на центральных дорогах можно увидеть огромные ямы, которые в Томске встречаются только на окраинах.

Инспекция ОНФ «Оценим качество дорог!» посетила Томск с проверкой 20 сентября 2015 года. На всех участках были зафиксированы различные дефекты, начиная от ям и заканчивая не обработанными битумом швами. В целом состояние проверенных объектов улично-дорожной сети Томска, по мнению экспертов, оставляет желать лучшего, и 97-е место в рейтинге из 117-ти — вполне обоснованно. Кроме того, составители напомнили, что сами томские автомобилисты с итоговым рейтингом не согласны. Они считают, что место завышено, и предлагают опустить город на 20 строчек вниз! Именно такие комментарии оставили томичи под новостью о дорожном рейтинге.

«Мы считаем, что мэру Томска нужно передвигаться больше по дорогам своего города, принимать меры и организовывать работу по приведению дорог в нормативное состояние. Тогда и сравнивать с другими городами не придется».

Комментируя результаты рейтинга качества дорог в России, новосибирские власти не признали наличие дефектов и нарушений по исполнению гарантийных обязательств со стороны подрядчиков по ремонту дорог в городе. Как отметили авторы рейтинга, «несколько городов, например, Новосибирск и Череповец, отличились особо — там власти вообще не признали наличие дефектов и нарушений по исполнению гарантийных обязательств со стороны подрядчиков». Отметим, что в марте мэрия Новосибирска создала карту гарантийного ремонта дорог на базе 2ГИС.

Омский мэр Вячеслав Двораковский считает, что горожане «мало матерят» его за плохое состояние местных дорог. Чиновник посетовал на это в интервью местным СМИ. Двораковский рассказал, что совместно с представителями департамента городского хозяйства он регулярно совершает рейды по городу на общественном транспорте для оценки состояния проезжей части. «Едем и смотрим, какие принять меры, где в первую очередь начать работать. В последние выезды было единодушное мнение: мало матерят. Действительно, дороги в ужасном состоянии», — заявил мэр. Причинами «ужасного состояния» дорог Двораковский считает недофинансирование этой сферы и плохую погоду.

Надо заметить, что итоговый рейтинг был составлен на основе специальной методики, разработанной ведущими дорожными экспертами страны, представителями Минтранса, Росавтодора, ГИБДД и общественных деятелей. Полученная в ходе инспекции информация должна лечь в основу дальнейшей работы по совершенствованию ситуации в отрасли. Так, актуализация требований к строительству дорог, подготовительным и проектным работам, а также принятие законопроекта о гарантийных сроках на строительные и ремонтные работы позволят, считают авторы исследования, сэкономить значительные бюджетные средства и продлить срок службы дорожной сети.


Похожие статьи: