Настоящий клад

16 мая 2016

Настоящий клад

Татьяна Елистратова
Эксперт-Сибирь

Сибирякам с детства прививается любовь к особым сладостям — варенью, меду, морсам из натуральных ягод. Рецепт прост и знаком всем еще по бабушкиным рассказам, сегодня надо добавить к нему только немного современных технологий. Как говорят, все новое — хорошо забытое старое, — именно это выражение полностью подходит для описания бизнеса красноярского предпринимателя, руководителя компании «Таежный клад» Олеси Ушаковой, которая активно занимается производством полностью натуральных нектаров прямого отжима, варенья из таежных ягод и шишек в Хакасии.

Семейный бизнес

Основателем Абазинского промыслового хозяйства стала семья Дементьевых. Идея изготавливать натуральные и полезные соки появилась у Василия Дементьева еще в 2003 году, на создание полного цикла производства потребовалось несколько лет — для этого были выкуплены заброшенные площади Крайпотребсоюза, закуплено оборудование — пресс для отжима ягод и варочные котлы, набран штат работников, в том числе технолог, следивший за соблюдений правил ГОСТа. Первая партия соков тогда еще под торговой маркой «Первоцвет» появилась на полках магазинов в 2004 году, а обновленная линейка продукции «Таежный клад» — в 2008 году.

Спустя семь лет бизнес по ряду причин оказался в непростой ситуации. Собственники пригласили в проект Олесю Ушакову в качестве консультанта по маркетингу. Когда бизнес оказался под угрозой закрытия, у Олеси возникло желание сохранить компанию и объемы производства. «Василий Филиппович и его дочь Екатерина вложили душу в это производство, у них было огромное желание делать что-то полезное. За время работы с ними я поняла, что это дело мне близко, и рискнула вложиться сама и нашла заинтересованного в развитии компании бизнес-партнера», — говорит Ушакова. По словам Ушаковой, производимые в те годы компанией продукты были «в диковинку», многие не верили, что их можно выпускать без добавления «химии». А часть продукции вовсе не продавалась — консервированная черемша, соленые грибы... «Сейчас нам помогает мода на экологически чистые товары, полезную еду. Постепенно мы будем возвращать позиции, от которых пришлось когда-то отказаться, сейчас эти продукты пойдут на ура», — уверена Олеся Ушакова.

И вкусно, и полезно

Мощность производства Абазинского промыслового хозяйства — около тонны ягод в день. Процесс максимально прост: сырье (дикоросы) собирают в саду (к производству относятся 70 тыс. гектаров промысловых угодий) или покупают у местных жителей, затем ягода моется и замораживается. «Природный фактор сильно влияет на производство, ведь заготовительный сезон один раз в год. Если мы заготовили мало березового сока, а зимой вдруг найдется покупатель, готовый приобрести большую партию за любую цену, то как бы мы ни хотели ему помочь — сделать это не получится. Поэтому мы стараемся заготавливать сырье по максимуму, вкладывая все доступные средства», — говорит Олеся Ушакова. Цена на сырье зависит от самой ягоды — бруснику, жимолость, голубику собирать тяжело, поэтому они дороже. К тому же, сборщиков ягоды с каждым годом становится меньше. «Один из главных принципов компании — чтобы сырье для продукции добывалось именно на территории Сибири — в экологически чистых районах Красноярского края, Хакасии, предгорьях Западного Саяна», — подчеркивает предпринимательница. По мере поступления заказов из сырья готовится необходимая продукция. Напитки производятся по принципу прямого отжима: ягода закладывается в пресс, выжимается сок, в который добавляется вода, лимонная кислота и сахар, затем разливается по бутылочкам. В напитках концентрация сока около 15%, в нектарах — около 45%. Олеся Ушакова настаивает, что компания изготавливает не варенье, а протертую ягоду с сахаром, главное — не доводить до кипения, благодаря чему сохранятся полезные свойства. «Так она остается не просто вкусной, но и очень полезной. Потом продукция консервируется благодаря лимонной кислоте, срок хранения напитков — 18 месяцев, протертой ягоды — два года в закрытом виде. За счет этого сроки реализации увеличиваются, а качество не ухудшается», — рассказывает Ушакова.

Из 30 тонн ягод можно произвести 50–60 тонн сока. По словам Олеси, в самые «богатые» 2012–2014 годы заготавливалось до 40 тонн ягоды и порядка 20–30 тонн березового сока. Сейчас объемы немного уменьшились — процентов на 30–35%, но вернуться к прошлым показателям и даже улучшить их Ушакова планирует в течение шести–девяти месяцев.

В Красноярске и Абакане компания работает с торговой сетью «Командор», Лавкой полезных продуктов, гостиницами и ресторанами, также продукцию «Таежного клада» можно найти в Кемерове в сети Big Week, активно выходит в Москву и Санкт-Петербург. Самый популярный товар — нектары из черники, жимолости и облепихи, напиток из брусники. Из ассортимента протертой ягоды чаще всего выбирают «необычное» — жимолость и голубику.

«Наши клиенты — это люди за 25 лет, которые тратят время для того, чтобы прочитать этикетку, проверить состав, почитать отзывы, попытаются «проникнуться» продуктом, только после этого купят и будут рекомендовать знакомым. Это люди, которые ценят качество, любят натуральное, помнят вкус ягод из детства», — говорит Ушакова.

Из Сибири с любовью

Полтора года назад «Таежный дар» открыл направление «сибирских подарков». «Для командировки в Москву один наш клиент попросил ему сформировать набор из нашей продукции в подарок партнерам. После этого мы начали заниматься этим более плотно, так как спрос оказался большим. Когда уезжаешь из Сибири, хочется увезти хороший сувенир. Магниты или туески из бересты уже не так современно и немного банально, хочется чем-то удивить знакомых, чтобы осталось приятное послевкусие — в прямом и переносном смысле. Варенье из шишек, чай, кедровые орешки, мед, стильные деревянные аксессуары даже на москвичей производят большое впечатление, ведь стереотипы, что мы живем в тайге и тут ничего нет, кроме вечной мерзлоты, сохраняются», — улыбается Олеся Ушакова. Сейчас доля корпоративных клиентов составляет около 60% от общего числа заказчиков «Таежного клада». География корпоративных клиентов — Сибирь и европейская часть России — Москва, Санкт-Петербург и ближайшие к столицам области. «У нас есть карта, где мы отмечаем «захват мира» нашими вкусными подарками — ставим галочки, куда они уже улетели: Австралию, Индию, Болгарию, Германию, США, Новую Зеландию, еще около 20 стран и все крупные города России», — с улыбкой рассказывает Олеся Ушакова.

Пик корпоративных заказов приходится на праздники — подготовку наборов к Новому году компания начала еще в октябре.

Калькулятор

В настоящее время Олеся Ушакова с бизнес-партнером стремится открыть в компании второе дыхание — готовится полный ребрендинг, запуск новой линейки товаров, рекламной кампании, создание нового сайта, покупка нового оборудования — варочных котлов, аппарата для наклейки этикеток — это позволит увеличить объемы производства и уменьшить долю ручного труда. «Мы закладываем на это порядка 1–1,5 миллиона руб­лей, в эту же сумму входит покупка первой партии сырья, обновление упаковки, 30–40 процентов заложены на обновление оборудования. Выйти в плюс в идеале планируем к новому урожайному сезону, будем активно работать, чтобы сделать это раньше. Наверное, когда основатели компании начинали этот бизнес, вложения были примерно такими же, но по тем ценам этого хватило на весь запуск, сейчас — только на модернизацию», — объясняет Олеся Ушакова.

Производство находится в собственности Абазинского промыслового хозяйства, у компании заключен длительный договор. Площадь цеха около 300 кв. м, также за производством закреплен склад площадью 200 «квадратов». «Если тот вектор, который мы выбрали для развития, через полгода принесет плоды, часть производственных мощностей будем переносить на территорию Красноярского края, уже есть договоренности с партнерами, где разместить заготовительную базу. На производстве в Абазе работает около 20 человек со средней зарплатой в 25 тыс. руб­лей. В головном офисе в Красноярске нас пока трое, но скоро будет расширение команды», — добавляет Олеся.

По словам Ушаковой, килограмм брусники в среднем стоит 200 руб­лей, но все зависит от сезона. На покупку сырья на весь год закладывается 5–8 млн руб­лей, этого хватает, чтобы наморозить 30–40 тонн ягоды. «Затраты не единовременные, поэтому продажи немного компенсируют эффект от таких больших вложение. Первоначальные вложения предыдущих владельцев окупились за два года, но постоянно требуются новые инвестиции, чтобы подстраиваться под все изменения рынка. Сейчас мы работаем над линейкой продуктов с меньшим содержанием сахара, потому что на это есть спрос. Визуальный облик товара тоже играет роль. Пик продаж приходится на зиму и весну, когда «запасы подъедены», — комментирует Олеся.

Стоимость продуктов «Таежного клада» варьируется от 45 руб­лей за бутылочку 0,5 л напитка из диких ягод, 60 руб­лей стоит бутылочка концентрированного нектара в стекле 250 мл, 150 руб­лей — баночка (300 мл) протертой ягоды или консервированного папоротника, 500 руб­лей стоит баночка варенья из сосновых шишек. Коридор цен на наборы — от 700 до 1 500 руб­лей. Наполнение самого дорогого набора клиент может выбрать самостоятельно на свой вкус. По словам Олеси Ушаковой, маржинальность бизнеса — 25%.

Планы

В новую линейку товаров войдут напитки с меньшим содержанием сахара, линейка таежных чаев и сибирского варенья. Также в планах Олеси — более активный выход на рынки российских городов и за рубеж. «Сейчас планируем активно развивать экспорт и, надеюсь, наладим поставки за границу. Также будем активно заявлять о себе участием в больших проектах, в том числе — в Красноярском международном музыкальном фестивале стран Азиатско-Тихоокеанского региона и в московском Фестивале варенья», — подытоживает Олеся Ушакова.

 


Похожие статьи:




Спецпроекты: