Разорвать образовательную замкнутость

15 июня 2016

Разорвать образовательную замкнутость

Сергей Лавров
Эксперт-Сибирь

Выстраивая систему сетевой магистратуры, вузы готовы вовлекать бизнес в формирование учебного процесса. При этом и ответственность за подготовку специалистов они будут нести в равной степени.

Выпуск магистров-металлургов СФУ по программе, согласованной с компанией АО «Полюс»

Сибирский федеральный университет поднялся еще на одну позицию и занял 14-ю строчку в рейтинге лучших университетов России по версии RAEX (Эксперт РА). Очевидно, что за высокими рейтингами стоят усилия университета по развитию новаций.

Среди них особое место занимают программы магистратуры, безусловно, приоритетные и для образовательной деятельности, и для стратегического планирования развития вуза.

Почему именно инженерные программы второго уровня стали базовыми для развития вуза и что необходимо знать всем, кто намерен получить степень магистра для повышения своей конкурентоспособности на высокотехнологичном, современном рынке труда, журналу «Эксперт-Сибирь» рассказала заместитель проректора по учебной работе СФУ Ольга Осипенко.

В университете сегодня открыто более 170 магистерских программ, из них почти половина приходится на технические направления. Это позволяет студентам углубить или поменять свою специализацию после бакалавриата. Причем такие формы, как сетевая магистратура, выстроенная в партнерстве с другими университетами страны, научно-исследовательскими площадками и крупнейшими промышленными предприятиями, дает возможность получить действительно элитное образование.

— Что стало толчком для выстраивания системы сетевой магистратуры?

— Принятие нового федерального закона об образовании несколько лет назад, введение нормы о двухуровневом образовании актуализировало работу вуза по включенности в тему построения сетевой магистратуры. Перед нами, университетами, встал вопрос организационно-политический. Вузами из «Клуба девяти» (после открытия университета в Крыму объединение называется «Клуб G-10» — сообщество федеральных университетов России) была сделана ставка на развитие сетевого взаимодействия на магистерском уровне образования.

Что это значит на практике? СФУ вошел в пул ведущих вузов страны (федеральных и нацио­нально-исследовательских университетов), которые в итоге договорились рассматривать друг друга как источники развития на основе совместной кооперации. Иными словами, смысл сетевого взаимодействия площадок — в объединении и усилении ресурсов каждого из вузов. А каждый из нас, в свою очередь, становится оператором определенных магистерских программ. Не надо каждому городить свой огород — один силен математикой, другой биологией. На этом стыке и происходит объединение: построение сетевой модели второго уровня образования — магистратуры. Этот уровень высшего образования позволяет студенту «добирать» необходимые учебные модули у сетевых партнеров с сильными научными направлениями. Мы построили систему выбора учебных программ магистратуры в сетевом формате. Теперь наши студенты могут проходить образовательную программу не в одном вузе, а получать качественные знания в нескольких университетах, научно-исследовательских институтах, высокотехнологичных предприятиях. Каждый вуз-участник сети взял на себя обязательства обеспечить академическую мобильность за счет собственных ресурсов. Сетевое взаимодействие разрывает замкнутость, дает новые возможности, связанные с объединением усилий и ресурсов, что, в свою очередь, должно привести к качественно новому уровню образования. У студентов появится возможность поучиться в другом университете с новыми преподавателями и по другим технологиям, поработать на современном оборудовании, которого, к примеру, нет в лабораториях его вуза.

— Как СФУ выстраивает сегодня потенциал системы образования для тех, кто уже получил первое высшее (степень бакалавра), но намерен учиться дальше?

— Мы много что сделали для реализации сетевой магистратуры. Во-первых, разработали внутренние нормативные документы — положение о сети, о магистерских программах, внедрили систему договоров о взаимодействии с предприятиями-партнерами. Последние, кстати, очень важны. По условиям старой практики сотрудничества мы отправляли студентов, к примеру, на практику, предприятия выдавало им спецодежду, знакомило с реальным производством. Но по новым условиям сетевой магистратуры все в корне меняется! Мы вместе с договором передаем предприятию часть полномочий и ответственности по результатам образовательной программы. Иными словами, СФУ принимает результаты и засчитает их, не проверяя достоверность и качество — за это отвечает само предприятие. Ведь будущих «звезд» под их нужды мы выращиваем совместно, и несем равную ответственность за результат подготовки магистров.

СФУ традиционно силен инженерными и естественнонаучными направлениями образовательных программ. Второй стратегический проект — изменение форматов и содержания инженерного образования. Не секрет, что весь мир стоит на пороге качественных изменений именно в этом направлении, и мы пытаемся на этот вызов времени ответить! Мы находимся в Сибири, и мы самые лучшие по многим областям — экологии, биологии, природопользованию, математике. У нас есть серьезные научные школы, заделы в разных областях знаний. СФУ обозначил сам для себя приоритеты: выстраивать партнерские отношения с крупнейшими предприятиями. Первыми партнерами стали компании — лидеры не только в стране, но в мире в своем профиле — подразделения компаний РОСНАНО, «РУСАЛ», «Роснефть», ИСС.

Ольга Осипенко уверена: замкнутая система обречена на вымирание

— Какие конкретно сетевые магистерские программы действуют в СФУ?

— Кроме девяти межуниверситетских программ по направлениям: история, биология, менеджмент, биотехнологии, экономика, университет заключил договоры на реализацию магистерских программ совместно с Инженерно-технологическим центром (ИТЦ) «РУСАЛ» и АНО «Электронное образование для наноиндустрии (eNano)».

С последним мы реализуем целый модуль по технологическому предпринимательству. Это пять программ элитного уровня программ магистратуры инженерной направленности с усиленными занятиями по английскому языку и длительными зарубежными стажировками.

Часть затрат по сетевой магистратуре берут на себя сами предприятия — и выгода для них очевидна. Бонусы от сетевого партнерства получают обе стороны — и вуз, и партнеры-предприятия. Они по согласованным компетенциям получают высококлассных, фактически готовых к работе на сложнейших производствах и предприятиях сотрудников. По непосредственному заказу крупных промышленных компаний при согласовании профессио­нальных и образовательных требований СФУ в формате технологической магистратуры готовит кадры для таких отраслевых гигантов — акционерных обществ «Полюс», «Роснефть», «Горно-химический комбинат», «Радиосвязь».

— Какого уровня преподавательский состав работает в магистратуре СФУ?

— Почти треть преподавателей, которые задействованы в подготовке магистров — это действующие сотрудники предприятий, бизнеса и институтов Сибирского отделения РАН. У нас в СФУ каждый сильный преподаватель, который востребован на образовательном рынке, готов к работе на уровне магистратуры. Если в бакалавриате преподавателю нужны общепедагогические компетенции, то в магистратуре важен научный, производственный опыт. В магистратуру зачастую приходят обучаться не вчерашние студенты, а люди, которые получили первый уровень образования несколько лет назад. У них за плечами — производственный опыт, и слушать оторванные от реалии книжные знания они не будут. Просто напишут заявление и уйдут! Им нужны наставники высшего уровня.

Я вообще как физик уверена: любая замкнутая система обречена на вымирание! Поэтому вижу особую миссию сетевого взаимодействия между образовательными организациями: оно разрывает замкнутость, дает новые возможности, связанные с объединением усилий и ресурсов. А это приводит, и мы уже видим результаты, к качественно новому уровню образования. У студентов появляется возможность посмотреть мир, познакомиться, поучиться в другом университете или на предприятии, НИИ с новыми преподавателями. И по другим технологиям!

 — Тем не менее, до сих пор существует некая недосказанность или неясность — что такое магистратура и кому такой уровень необходим прежде всего? Есть мифы, которые вы хотели бы развенчать?

— Во-первых, многие до сих пор уверены, что двухуровневая система высшего образования — некая калька с западного, или американского, образовательного стандарта. Но мы просто плохо знаем историю! В России до революции 1917 года была внедрена именно такая система, которая возвращается сегодня. Первые четыре года учебы в вузе — это общая подготовка на уровне бакалавриата. Вторая — узкая специализация более высокого уровня, в некотором роде, заточка под конкретные образовательные запросы для построения карьеры.

Поэтому, во-вторых, я бы советовала выпускникам первого уровня не спешить с выбором магистратуры, а отправиться на предприятие и после этого понять, более точно определить: а какие иные, более глубокие знания им потребуются еще? Ведь преимущество и необходимость магистратуры состоят в том, что эта ступень фактически не привязана по образовательному набору первого уровня образования. Иными словами, биолог может решить после опыта на предприятии, что ему остро не хватает, например, экономических или юридических знаний. А экономисту, ушедшему на крупное химическое производство, могут понадобиться именно знания отрасли. Образование — это тот же бизнес! Например, уже сейчас, если всерьез планируете свою карьеру на топовом уровне — вы должны озаботиться поступлением в магистратуру!

В-третьих, у выпускников бакалавриата, и это важно, сохраняется право поступить в магистратуру на бесплатной основе, если они поступают впервые. В этом году в СФУ будет заявлено к приему 1 500 мест. Всего за пять лет диплом магистра получили более 5 000 человек. В магистратуре не так важно понятие факультета, института, конкурсный отбор зависит от руководителя программы. При этом количество вступительных экзаменов определяет сам вуз. Прием документов в магистратуру продлится до 10 августа 2016 года.

 


Похожие статьи: