Знания в области технологии производства — самое важное в нашем бизнесе

15 июня 2016

Знания в области технологии производства — самое важное в нашем бизнесе

Александр Дыжин
Эксперт-Сибирь

Экономический кризис вновь испытывает предприятия строительной индустрии на прочность. Нелегко приходится и производителям стройматериалов — снижаются объемы реализации, напряженнее становится конкуренция. О том, как обеспечить стабильную работу компании, мы беседуем с управляющим директором ООО «Сибирский бетон» Александром Александровым.

— Александр Сергеевич, эксперты говорят о падении рынка строительных материалов. Вы с ними согласны?

— Да. Если, например, сравнить текущий уровень потребления цемента с показателями 2014 года (а именно тогда фиксировались максимальные за последнее время объемы потребления, скажем, емкость цементного рынка Сибири была равна 7,3 млн тонн), мы увидим серьезную отрицательную динамику. В 2015-м цементный рынок СФО потерял около 16 процентов, в текущем году нас ждет снижение еще примерно на 10 процентов.

Что касается строительного комплекса региона, с рынка уже ушли все мелкие и средние строительные компании, работавшие только на выручке от вводимых в эксплуатацию и продаваемых объектов. Остались лишь крупные игроки — холдинги, имеющие свои кредитные ресурсы.

— Какова ситуация с продажами товарного бетона?

— Развитие этого рынка, конечно, зависит от состояния строительной отрасли, хотя структура строительства в разных регионах неодинакова. Так, в Красноярском крае при возведении 30–35 процентов многоэтажных домов используются ЖБИ, 15–20 процентов приходится на кирпичное домостроение, примерно 50 процентов — на монолит (самое бетоноемкое строительство). В Кемерово около 40 процентов новостроек — монолитные здания, в Новосибирске этот показатель равен 80 процентам. Соответственно, потребление товарного бетона снизилось неравномерно. Но, если анализировать ситуацию, скажем, на рынке Новосибирска, то в 2014-м его годовая емкость составляла около 1,3 млн кубических метров, а в 2016-м, по нашим прогнозам, этот показатель снизится до 900 тыс. кубов.

— «Сиббетон» уверенно чувствует себя на рынке СФО?

— «Сибирский бетон» — один из ведущих производителей товарного бетона и растворов в СФО, наша продукция отгружается для строительства многих ответственных объектов. И это закономерно: компании, которая гарантирует прозрачность бизнес-процессов и высокое качество выпускаемых материалов, доверяют. К тому же, всем известно, что «Сиббетон» входит в состав холдинга «Сибирский цемент», являющегося профессио­нальным участником рынка. А обладание профессио­нальными знаниями в области технологии производства — самое важное и ценное в нашем бизнесе. Именно это конкурентное преимущество мы считаем одним из главных, благодаря ему успешно работаем.

— Кстати, о конкуренции. Она влияет на темпы развития производства?

— Безусловно, влияет. Бетонный рынок СФО очень профицитный. Мощности по производству товарного бетона за последние пять лет выросли в разы. На нынешний день предприятия региона способны выпускать в 1,5–2 раза больше продукции, чем готовы купить потребители. В условиях столь жесткой конкуренции нередко можно столкнуться с ценовым демпингом. К сожалению, законы экономики так устроены, что строители зачастую гонятся за дешевизной, не задумываясь о последствиях, к которым может привести использование некачественных материалов.

Бетонные производства во многих регионах СФО можно разделить на две группы. Первая — так называемые «цивилизованные» заводы, они в основном принадлежат крупным бизнес-структурам и, как правило, функционируют при предприятиях, выпускающих железобетонные изделия. Также растворо-бетонными узлами нередко владеют продавцы цемента, организации, получающие цемент через перевалку, компании, отвечающие за снабжение строительных площадок материалами.

Во вторую группу входят «сезонные» бетонщики, их деятельность обычно не контролируется надзорными органами, а продукция поставляется на рынок только в летние месяцы. Просуществовав один строительный сезон, такие фирмы исчезают. Кстати, летом на рынке в четыре раза больше бетонщиков, чем зимой. Но это неудивительно: организация такого производства не требует значительных инвестиций и временных затрат. Объем вложений — не более 30 млн руб­лей. Намного дороже выстроить эффективную систему контроля качества продукции. Покупка и установка лабораторного оборудования, оплата труда квалифицированных специалистов, которые будут на нем работать, регулярное прохождение сертификации лаборатории — к этим и другим затратам «сезонные» бетонщики, нацеленные на «быструю» выгоду, вряд ли готовы. Да, за куб их продукции вы заплатите на 100–200 руб­лей меньше. Но не нужно забывать, к примеру, о том, что демонтаж одной некачественной бетонной плиты перекрытия площадью 140 квадратных метров стоит около 1,5 млн руб­лей.

— Вы упомянули, что «Сибирский бетон» поставляет продукцию для возведения ответственных объектов. Расскажите о них подробнее.

— Прежде всего, стоит отметить участие нашей компании в строительстве Богучанского алюминиевого завода. Реализовав данный проект, мы получили уникальный опыт работы, пусть и в несколько экстремальных условиях. Дело в том, что нам указали место… прямо в лесу. И сказали: «Здесь будет завод». И все. Организация процесса производства, внедрение логистических схем и маршрутов, поиск сотрудников — эти и многие другие задачи предстояло решить самим. Таким образом, работа в Богучанах стала достаточно серьезным испытанием для «Сиббетона», но специалисты и руководители компании достойно его выдержали.

Считаю эффективным и наше сотрудничество со строителями всесезонного аквапарка в Новосибирске. При возведении дамбы объекта «Сибирский бетон» выбрали в качестве единственного поставщика бетона, а это — очень большая ответственность. Обычно подобные работы ведут несколько производителей, ведь наш продукт «живет» только два часа. Не уложишься в отведенное время, задержишь поставку, неверно выстроишь логистику — и стройка остановится! Однако мы этого не допустили: заливка шла более суток, потребовалось 1 700 кубических метров продукции, но все было сделано в срок. Операция по непрерывной заливке чаши аквапарка оказалась для компании очередной проверкой на прочность. В ближайшее время начнется строительство гостиницы и административных корпусов аквапарка, нам предстоит выполнить мелкие бетонные работы.

Гордимся мы и другими новосибирскими объектами — Северным обходом города, Бугринским мостом. Продукция красноярского подразделения отгружалась для строительства другого крупного инфраструктурного сооружения — четвертого моста через реку Енисей. В настоящее время «Сиббетон» поставляет материалы для возведения спортивного комплекса «Платинум Арена» к Универсиаде-2019. Уже произведена заливка фундамента сооружения, сейчас ведется бетонирование цокольного этажа здания. Полностью бетонные работы здесь завершатся к концу июля 2016 года, далее мы планируем отгрузки на объекты инфраструктуры комплекса. В Кемерово материалы «Сиббетона» применялись для возведения такого социально значимого объекта, как Областной клинический перинатальный центр им. Л.А. Решетовой.

Отдельно нужно сказать об участии компании в строительстве крупных жилых комплексов — в данный момент «Сиббетон» поставляет продукцию для возведения красноярского ЖК «Белые росы» на берегу Енисея, ЖК «Березовая роща» и «Крылья» в Кемерово, ЖК «Новомарусино» и «Панорама», микрорайона «Европейский берег», «Квартала на Декабристов» в Новосибирске.

— Какие гарантии дает компания потребителям?

— В отличие от многих игроков рынка мы ведем строгий контроль качества продукции на каждом этапе производства. Конечно, этими вопросами занимаются и другие предприятия. Однако обычно они не имеют собственных лабораторий, а пользуются услугами сторонних, но и это делают несистемно. «Сибирский бетон» себе таких вещей не позволяет. У каждого подразделения нашей компании — своя сертифицированная лаборатория, укомплектованный штат специалистов по качеству, которые осуществляют контроль по всем необходимым параметрам, занимаются оптимизацией производственных процессов.

Очень важным, на мой взгляд, является и то, что мы работаем с надежными и ответственными поставщиками цемента, они предоставляют подробную информацию о свойствах нашего основного сырья. Естественно, продукция соответствует ГОСТу, однако есть нюансы, о которых нам также нужно знать.

Управляющий директор ООО «Сибирский бетон» Александр Александров

— Например?

— Степень активности цемента в разных партиях может отличаться. А от этого показателя зависит количество сырья, необходимого для производства определенной марки бетона. Получив сведения от заводов, мы оперативно корректируем рецептуры, в то время как многие производители, не обладающие данными о свойствах цемента, не могут ручаться за качество продукта на выходе.

— Растут ли сейчас цены на цементы и бетоны? Это сказывается на стоимости квадратного метра жилья?

— В 2015-м цены на цемент не росли. Повышение произошло в апреле текущего года в Красноярске и Кемерово, в начале июня в Новосибирске стоимость цемента тоже изменилась. Рост цен — объяснимый процесс, связанный, в первую очередь, с высокой инфляцией. Кроме того, действуют законы экономики — снижение объемов реализации влечет за собой увеличение условно постоянных затрат на единицу выпускаемой продукции больших цементных заводов. Себестоимость цемента растет, соответственно, предприятия вынуждены повышать цены на свою продукцию.

Если говорить о стоимости бетона, с 2015 года она падает. Многие производители в кризис стали снижать цены, чтобы поддержать свой оборот и сохранить клиентов. В течение всего прошлого года цена постепенно уменьшалась в зависимости от региона на 5–10 процентов.

Что касается доли стоимости цемента и бетона в себестоимости квадратного метра жилья. По мнению аналитиков, она составляет от трех до пяти процентов. Прямой связи между ценой квадратного метра жилья и ценой нашей продукции нет. Можно привести массу примеров, когда цены на цемент или бетон и квадратные метры двигались разнонаправленно. В большей степени стоимость недвижимости зависит от затрат на приобретение земельных участков, энергоносителей, производство строительных работ, оформление необходимых документов.

— Чего ждать производителям бетона в ближайшее время?

— Делать прогнозы, касающиеся дальнейшего развития рынка, крайне сложно. Уверен в одном — ситуация изменится, и уже, например, через два года рынок будет выглядеть по-другому. Главное для нас — вовремя понять, чего ждет потребитель, какой должна стать компания. А говорить о том, что существуют какие-то универсальные методы, помогающие избежать кризиса, нельзя, — их просто нет.

Но, как бы ни развивались события, «Сибирский бетон» останется одним из основных игроков рынка. Мы заняли прочные позиции и сдавать их не собираемся!

 


Похожие статьи: