Заложники развития

27 сентября 2016

Заложники развития

Анна Синицина
Андрей Кривожин
Эксперт-Сибирь

Телекоммуникационные компании в борьбе за корпоративного клиента окружили его решениями, сервисом и заботой, всем необходимым набором для оптимизации затрат. Бизнес выбрал телеком-решения для оптимизации бизнес-процессов и затрат

Времена высоких темпов роста в телеком-секторе, как, впрочем, и в других секторах российской экономики, прошли, по мнению ряда экспертов, а в нынешнем году рост рынка телеком-услуг ожидается не выше 1%.

Так, по подсчетам экспертов компании «ТМТ-консалтинг», во II квартале 2016 года доходы операторов от корпоративного доступа в Интернет в целом по стране выросли всего на 4%, до 13,8 млрд руб­лей. Прогноз исследователей на 2016–2017 годы — еще большее снижение темпов роста выручки от интернет-доступа в корпоративном сегменте, до 3% в среднем по рынку.

Для насыщенного новосибирского рынка ситуация не менее сложная — ARPU (средняя выручка в расчете на одного абонента) корпоративного клиента начиная с 2013 года растет незначительно, а темпы роста не превышают 1% от года к году. В перспективе до 2020 года он снизится до значения не более 0,8% в год, подсчитали аналитики компании «iKS-Consulting». По данным экспертов, емкость Новосибирского рынка широкополосного доступа в Интернет сегмента b2b в 2015 году составила 1 млрд руб­лей в год. На конец 2016 года исследователи прогнозируют, что объем рынка превысит 1,1 млрд руб­лей, хотя сами игроки рынка дают более скромные оценки. Так, по данным ПАО «Ростелеком», емкость рынка b2b оценивается в 62,5 млн руб­лей в месяц, или 822 млн руб­лей в год.

Сегодня можно констатировать, что качественный рост рынка телекоммуникационных услуг не ведет к существенному росту дохода операторов, а позволяет только лишь удержать клиентов и свою долю рынка.

По данным компании AC&M-Consulting, корпоративную мобильную связь своим сотрудникам в мегаполисах предоставляет почти треть компаний.

Если в 2014 году на одну компанию в среднем была зарегистрирована 21 sim-карта, то теперь их число дошло до 24–26 единиц. Но сами абоненты корпоративных тарифов жестко контролируют свои расходы — за прошлый год средний ежемесячный доход (ARPU) с корпоративного абонента упал примерно на 10%, подсчитали аналитики AC&M-Consulting.

 

Постоянная оптимизация

При всем этом телеком-операторы же давно вышли за пределы предоставления только голосовых сервисов и выделенной линии доступа в Интернет, сегодня телекоммуникационные компании предлагают бизнесу широчайший спектр решений, которые могут значительно оптимизировать затраты на управление бизнес-процессами в компании любого уровня. Именно нестабильная экономическая ситуация последних лет стала основным двигателем спроса на телекоммуникационные решения, российский бизнес начал вкладываться в повышение эффективности. Так, по данным телеком-оператора МТС, доля расходов на сервисы, повышающие эффективность бизнеса, в I квартале 2016 года выросла до 24% с 15% годом ранее.

По экспертным оценкам, каждая вторая российская компания сегодня использует услуги на основе мобильного Интернета и другие дополнительные телеком-сервисы для улучшения бизнес-процессов, сокращения текущих затрат или повышения продаж. По данным оператора, спектр таких услуг широк, особенно популярно общение через мессенджеры и конференц-звонки, снижающее временные издержки и число командировок, а также организация облачного хранения данных и дистанционной работы, дающей возможность экономии на аренде офисов. Востребованы у бизнеса также телематические (m2m) услуги, включая мониторинг автотранспорта и сотрудников, они стали одним из драйверов роста для мобильных операторов. Покупка решений управления телематическими sim-картами в первом квартале 2016 года выросла в 1,3 раза. Доля m2m-подключений в общем интернет-трафике корпоративных клиентов на конец II квартала 2016 года в годовом исчислении выросла с 16% — до 21%.

«Несмотря на нестабильную экономическую ситуацию, которую мы наблюдали в течение последних двух лет, спрос на телекоммуникационные решения демонстрирует устойчивый рост, — говорит директор новосибирского филиала компании МТС Александр Соловенчук. — Сибирский бизнес вкладывается в повышение эффективности. Даже простое решение для обработки и навигации входящих звонков, например, «Автосекретарь», может увеличить общую выручку клиента до 20%. Использование таких сервисов, как «Мобильные сотрудники», «m2m-менеджер» и другие, дает до 30% экономии расходной части».

По данным оператора, во II квартале 2016 года (относительно аналогичного периода прошлого года) в сегменте малого и среднего бизнеса подключение дополнительных сервисов выросло в 1,5 раза. Среди крупных корпораций за тот же период подключение дополнительных сервисов выросло в 1,3 раза.

 

Сохранить клиента

По общему мнению представителей телекоммуникационных компаний, именно представители малого бизнеса — самые подвижные с точки зрения освоения новых сервисов, но они же и самые чувствительные к стоимости услуг.

Если говорить о сегменте МСБ, то для него основным критерием выбора сервиса/услуги является цена, т.к. основные услуги, которые потребляет малый и средний бизнес — «неуникальные». «Как правило, это телефония, Интернет и передача данных», — уточняет заместитель директора макрорегио­нального филиала «Сибирь» ПАО «Ростелеком»Вячеслав Куц. Основными конкурентными преимуществами со стороны провайдера могут быть наличие широкой зоны покрытия оптоволоконными линиями связи, широкого диапазона услуг и сервисов, возможность продавать услуги в пакете, оперативность подключения, оперативная техническая поддержка, возможность самообслуживания клиентов, уточняет он.

Сохранить клиента и стимулировать потребление им услуг можно при помощи разработки для него выгодного комплексного предложения «под ключ» и «из одного окна», когда дешевле и удобнее приобретать услуги у одного поставщика, а наличие единых стандартов обслуживания в компании обеспечивают комфортный процесс получения сервиса и оперативное решение вопросов, отмечает Александр Соловенчук,

Данные по стоимости привлечения одного клиента компании не предоставляют, но все без исключения подтверждают, что стоимость привлечения одного клиента выросла в разы. В каждом случае цена уникальна. Если говорить о малом бизнесе, то это 1–2 ARPU, крупный бизнес индивидуален, говорит директор b2b направления компании «Сибирские сети» Иван Мачульский. Цена привлечения нового абонента как таковая не растет, но растет объем усилий, потраченных провайдером на привлечение данного абонента. Операторы стали думать не только о том, как предложить услугу, но и о том, что предложить, чтобы получить абонента, удовлетворив его потребности.

«Стоимость, конечно, всегда имеет значение. Однако за последние годы она значительно снизилась, и демпинговые войны, хоть и имеют место быть, но не имеют решающего значения. По нашему опыту, клиенты, попробовав дешевые услуги и слабый сервис, затем возвращаются к нам, так как потери от низкого качества связи больше, чем любая скидка», — подчеркивает директор Мегакома Дмитрий Кириллов.

 

Оптимизировать уникально

Конкуренция сказывается на тарифах, которые постепенно выравниваются и снижаются. Сами операторы телекоммуникационных услуг предпочитают не озвучивать корпоративных предложений, которые делаются для клиентов, но цены по рынку фактически сравнялись, констатируют эксперты.

«Клиенты не готовы переплачивать за сами услуги доступа к сетевым ресурсам Интернета и телефонии, но очень отзывчивы на сервисные предложения по обслуживанию компьютеров, модернизации кабельных систем и оборудованию беспроводного доступа, обновлению типового программного обеспечения и баз антивирусов», — рассказывает Иван Мачульский. По его словам, техническая поддержка клиентской инфраструктуры, является ожидаемым и логичным продолжением стратегии развития отношений между абонентом и оператором.

В условиях сложившейся макроэкономической ситуации в мире и в том числе в РФ, компании продолжат автоматизацию бизнес-процессов и оптимизацию затрат, считает Куц. «Например, необходимость емких, эффективных с точки зрения затрат, гибко настраиваемых и энергосберегающих систем класса «все в одном», основана на новейшем оборудовании, или необходимость объединения ПК, систем хранения данных, сетевого оборудования, ПО для виртуализации и управления инфраструктурой на заранее сконфигурированной платформе от одного поставщика», — уточняет он.

Абонентская база будет прирастать, в первую очередь, за счет новых различных уникальных услуг. «У бизнеса все больше потребностей в автоматизации и использовании IT-технологий. Именно увеличение потребностей бизнеса в технологиях является ключевым драйвером роста для провайдеров. Тот провайдер, который сможет обеспечить технологиями наиболее качественно и быстро, и будет выигрывать в борьбе за абонентскую базу», — говорит Иван Мачульский. Он считает, что тенденция в корпоративном секторе схожа с рынком физических лиц. «Все бизнесы уже подключены к Интернету, не считая только зарождающиеся фирмы. Операторы связи растут за счет перетока абонентской базы», — уточняет он.

По мнению игроков рынка, наиболее динамичные направления в телекоме — облачные сервисы, виртуальный ЦОД, беспроводной доступ в Интернет (WiFi).

Бизнес постоянно нуждается в технологических решениях. «Например, нужно автоматизировать запись звонков, интегрировать их в CRM, уставить видеонаблюдение, камеру, которая распознает номера машин для открытия шлагбаума при въезде на парковку, или датчики сигнализации. Новые решения появляются каждый день. Они и являются точкой роста. Решения на базе потребностей бизнеса будут двигать рынок в ближайшие несколько лет», — полагает Мочульский

Рынок телекома использует зарубежное оборудование, поэтому ситуация с курсом валют может оказывать существенное влияние на рынок. Во-вторых, идет регулирование отрасли в целом. Возможно, какие-то решения, принятые в рамках регулирования, вызовут дополнительные затраты у операторов связи. Как следствие, рынок подорожает. Но самое большое давление на рынок оказывает потребитель, говорят операторы. Он становится все более требовательным, хочет получать все больше уникальных технологий. И не просто получать, а быстро и качественно.

По общему мнению экспертов, рынок на стороне клиента и, судя по всему, там и останется, игроки вынуждены постоянно расширять спектр возможностей и удивлять клиента, и клиент, конечно, готов удивляться, но вот только платить не всегда готов. Часть услуг клиент уже воспринимает как некий обязательный набор must have, и представители телеком-компаний вынуждены ему это предоставить, чтобы он приобрел новые услуги и не ушел. Вполне возможно, что в этих условиях «пакет Яровой» станет своего рода спасением для телекома, исполнение закона повлечет не только значительные траты на его соблюдение, но может стать хорошим и, главное, понятным для всех объяснением роста тарифов даже на то, что уже давно считают must have.


Похожие статьи: