Три года без дна

20 февраля 2017

Три года без дна

Максим Москвикин
Эксперт-Сибирь

На российском автомобильном рынке к началу 2017 года сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, производители легковых автомобилей прогнозируют рост, порой очень даже значительный. С другой, сами дилеры весьма осторожны в своих суждениях — им бы сегодняшний уровень сохранить, ночь простоять, да день продержаться

Когда смотришь на события 2016 года, произошедшие с дилерами в Сибири, понимаешь, что в этом мире никто не застрахован от самого плачевного результата. Но, может, уже обожглись на молоке, и теперь закаленные сибирскими морозами эксперты просто дуют на воду?

 

В поисках дна

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2016 году российский автомобильный рынок снизился на 11%, или на 176 319 штук проданных новых легковых и легких коммерческих автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. В общей сложности в России в прошлом году был продан 1 425 791 автомобиль.

«Почти достигнутый баланс в продажах декабря к декабрю предыдущего года подводит черту под похожий баланс в рамках IV квартала (-0,9 процента против аналогичного периода прошлого года). Сравнивая с двузначными цифрами падения в первые девять месяцев года, это хороший результат, — комментирует председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. — Рынок в целом по-прежнему нуждается в положительном развороте, но, очевидно, находится в процессе финального поиска дна».

Вечно искомое дно не было нащупано и в январе 2017 года. Согласно данным той же АЕБ, автомобильный рынок России за первый месяц этого года сократился на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и составил 77 916 автомобилей.

Значительно просел в прошлом году рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей в Сибирском федеральном округе (СФО). По итогам 10 месяцев прошлого года аналитическое агентство «Автостат» составило топ-50 регионов России по объему рынка новых легковых автомобилей. Из 12 регионов СФО в рейтинг попала лишь половина из них: Красноярский край (21 место, реализовано 10,8 тысячи автомобилей, -14% по отношению к аналогичному периоду 2015 года, доля от всего российского рынка составляет 1,1%), Кемеровская область (23 место, 10,6 тысячи автомобилей, -15,4%, 1,1% соответственно), Новосибирская область (25 место, 9,8 тысячи штук, -12,7%, 1%), Иркутская область (33 место, 8 тысяч штук, -11,2%, 0,8%), Омская область (37 место, 7,5 тысячи штук, -21,5%, 0,7%), Алтайский край (44 место, 5,3 тысячи штук, -25,7%, 0,5%).

При этом весь автомобильный рынок России за отчетный период сократился на 7,5% в сравнении с аналогичным периодом 2015 года и составил чуть более 1 млн единиц.

 

Свято место пусто не бывает

Падение продаж не могло не сказаться на уходе с рынка СФО многих игроков. Может, наоборот, уход дилеров повлиял на продажи, но это рассуждения сродни тому, что появилось раньше — яйцо или курица, бытие или сознание. Очевидно, что падение продаж и ликвидация самих продавцов — взаимозависимые процессы, истинные причины которых в каждом случае индивидуальны.

Наиболее громкими в СФО оказались уходы с рынка новосибирских игроков. Казалось бы, лет шесть назад в сибирской столице уже было довольно крупное перераспределение авторынка, однако 2016 год показал, что уходить могут не только слабые. В прошлом году Новосибирск покинули самые крупные автодилеры города — «СЛК-Моторс» и «МАКС Моторс».

Начиная с 2013 года «СЛК-Моторс» поочередно расставался с брендами Ford, Lada, Volvo, Mitsubishi, Nissan, Audi, Hyundai, пока в 2016 году с ним не расторгли дилерские отношения Toyota и Porsche. Тогда же компанию признали банкротом.

Еще в начале 2016 года «МАКС Моторс» считался самым крупным авторитейлером по портфелю брендов не только в Новосибирске, но и во всем Сибирском федеральном округе. В разных регионах СФО компания представляла Volkswagen, UAZ, «Русские Автобусы», Mazda, Subaru, Land Rover, Jaguar, Ford, Renault, Skoda, Lada, Jeep, Mitsubishi, FIAT Professional, Audi. Стремительный рост портфеля холдинга вызывал опасения экспертов, и, как оказалось, не напрасно. Буквально в течение одного года компания потеряла все свои бренды. А дистрибьютор Jaguar Land Rover даже публично обвинил руководство «МАКС Моторс» в воровстве автомобилей.

Отличился скандалами в прошлом году и Кузбасс. С рынка Кемеровской области ушли компании Игоря Лысенко «Трансхимресурс», «Золотой Дюйм» и «Хендэ-Вектор», которые представляли в регионе бренды Mitsubishi и Hyundai. Причиной драматичного исхода явилась высокая кредитная нагрузка компаний.

Прекратила свое существование в Кемеровской области группа автодилерских предприятий Александра Щукина. Сначала, в 2014 году, закрылась компания «НВК-Моторс», которая была официальным дилером BMW в Новокузнецке. В 2015 году ушел с рынка официальный дилер Volvo и Peugeot в Кемерове «Автореал». Наконец в 2016 году рухнул последний оплот автобизнеса Щукина — «Байерн-Кар», представлявший в Кемерове BMW. У самого предпринимателя дела оказались совсем плохи. Он попал в поле зрения правоохранителей и был заключен под домашний арест, но за деятельность, точнее по подозрению в вымогательстве, в совсем другой сфере — угольной отрасли.

В Красноярском крае с рынка ушли «Титан Моторс» (Nissan), «Викинг Моторс» и «Автомир» (GM, UAZ и Lada), «Рено Центр Атлант».

Все это только самые нашумевшие истории в СФО. Между тем, свято место пусто не бывает, и оброненное кем-то знамя очередного бренда, пусть не всегда сразу, но поднимается другими дилерами, зачастую даже расположенными в других регионах. Так, самарская компания «Фастар» взяла на себя Mazda и Mitsubishi в Новосибирске. Jaguar и Land Rover достались бийской группе компаний «Терминал Моторс».

Hyundai и Mitsubishi в Кемеровской области разошлись сразу по нескольким дилерам. Корейский бренд поделили ГК «Сибинпэкс», «Восток-Моторс» и московский «Автомир». Японский бренд забрала ГК «Картель Авто».

Не обошлось и без неопределенности. Например, в Новосибирске и Барнауле до сих пор не найден дилер для Toyota и Lexus, а в Кемеровской области — BMW.

 

Секреты выживания

На фоне разорения одних компаний другие продолжают жить и развиваться

По словам финансового аналитика компании «Автомир» Алексея Кузьмича, возможности для роста в условиях ограниченной покупательной способности населения и роста цен на новые автомобили для автодилеров кроются в повышении качества обслуживания клиентов, привлечении и удержании новых клиентов, в том числе от дилеров, которые прекратили свою работу. Также расширяется спектр и проникновение сопутствующих услуг.

«Так, начиная с 2015 года и на протяжении 2016 года неуклонно росла доля автомобилей с пробегом, проданных через официальных дилеров, — говорит он. — Эта тенденция сохранится и в дальнейшем. Также существенная часть новых автомобилей была продана клиентам по кредитным схемам. Значимым в этом аспекте выступает господдержка в виде субсидирования процентных ставок по кредитам и предоставлении дополнительных скидок при сдаче старого автомобиля в трейд-ин. На 2017 год меры господдержки продлены, что позволяет надеяться на сохранение данной тенденции в дальнейшем. По итогам 2016 года нашей компании удалось существенно нарастить долю рынка по представленным в портфеле брендам. Во многом это было определено стабильной ситуацией с финансированием оборотных средств в компании, грамотной политикой ценообразования и повышением качества работы с клиентами. В 2016 году, с учетом всех происходящих метаморфоз на рынке округа, удалось повысить долю продаж автомобилей клиентам из соседних регионов».

Генеральный директор «Альбион-Моторс» (представляет Jaguar и Land Rover в Новосибирске и Барнауле) Елена Марисина считает, что даже в сегодняшних условиях нет пределов роста.

«На сегодняшнем рынке постоянно можно находить новые направления для реализации и возможности получения прибыли, — утверждает она. — В целом по бизнесу мы видим рост. В продажах прослеживается падение по сравнению с предыдущим годом, но данное падение было запланировано, и параллельно прорабатывали рост и возможности развития в направлении сервисных услуг. На 2017 год мы также планируем удержание прибыли в продажах за счет автокредитования, страхования, трейд-ин и прочих услуг, сопутствующих продажам. Ну и, конечно, сервис — несомненно, рост в данном направлении имеет положительную тенденцию».

О развитии рынка говорит и дистрибьютор английских авто в России, который в прошлом году фактически удвоил свои продажи. Только за 2015–2016 годы был открыт ряд новых дилерских центров Jaguar и Land Rover: в Волгограде, Астане и Челябинске, а также в Ереване — с июня началось стратегическое сотрудничество «Jaguar Land Rover Россия» с рынком Армении.

«Чтобы минимизировать влияние экономических факторов на дилерскую сеть, компания Jaguar Land Rover разработала специальную программу поддержки регио­нальных дилеров в городах с населением менее 600 000 человек, а также дилеров, построивших и открывших дилерские центры по новым стандартам Jaguar Land Rover в 2015–2016 годы, — рассказывает директор по продукту и маркетингу предприятия Елена Кравец. — Построение сильной дилерской сети является одним из важнейших направлений нашей работы. От успеха дилеров очень зависит успех нашего бизнеса в целом, поэтому мы уделяем огромное внимание развитию и поддержке дилерских предприятий. Наша схема взаимодействия с дилерами остается неизменной: компания Jaguar Land Rover проводит ежемесячный мониторинг деятельности каждого дилера. На Jaguar Land Rover, как и на других автопроизводителей, текущая экономическая ситуация, безусловно, оказывает влияние. Но для нас жизненно важно сохранять доходность. Тем не менее, мы осознаем, что в текущих экономических условиях даже клиенты премиального сегмента стремятся оптимизировать свои расходы, и поэтому мы уделяем очень большое внимание стоимости владения автомобилем: проводим регулярные исследования, внедряем новые эффективные решения, а также предлагаем своим клиентам целый спектр специальных программ, которые помогают оптимизировать расходы».

Одним из немногих брендов, показавших прирост в 2016 году по продажам, стал китайский Lifan, который вырос в сравнении с 2015 годом на 15%. Кемеровский дилер этого бренда АТЦ «Томь», по словам исполнительного директора по продажам Владислава Опортова, даже удвоил продажи в минувшем году. И это при том, что в середине 2015 года статус дилера Lifan получила еще одна кемеровская компания «Автоцентр Дюк и К».

«В прошлом году нам пришлось работать с техникой автомобильных продаж, возможно, именно это и привело к неординарному росту, — поясняет Владислав Опортов. — Возможно, повлияла возникшая конкуренция. Кроме того, на росте продаж может сказываться тот факт, что мы не являемся холдинговой компанией. У нас одна точка, один автосалон. Я же представляю юрлицо и я же руковожу продажами. Это влияет на отношение к нам покупателей. В компаниях, где полномочия делегируются другим лицам, работа с клиентами не всегда оказывается на высоком уровне. Мы держим довольно высокую планку».

Вместе с ростом продаж руководитель АТЦ «Томь» отмечает и увеличение маржи своего бизнеса в 2016 году. «Но это не зависит только от количества проданных автомобилей. Наш заработок — это еще и финансовые услуги, дополнительное оборудование на автомобиль, рынок вторичного автопрома (трейд-ин). Все эти сферы и увеличивают маржу», — отмечает он.

При этом Опортов с осторожностью смотрит на расширение дилерского порт­феля компании в нынешних условиях.

«Сейчас необходимо тщательно продумывать каждый шаг на рынке, чтобы не допустить ошибок, — поясняет он. — Сегодня ошибки обходятся значительно дороже, чем три года назад, когда доллар был дешевле. К тому же уровень продаж тогда позволял планировать работу предприятия. Теперь бывают периоды, когда спад очень сильный и несколько дней подряд машины не покупают вообще. Раньше такое представить было трудно».

Летом 2017 года планирует ввести в эксплуатацию новый автосалон Hyundai омская группа компаний «Евразия Моторс» (официальный дилер Nissan, Datsun,Renault, Mitsubishi и других брендов).

«В холдинге регулярно проходят собрания и встречи по холдингу, тем самым у нас есть понимание, как складывается ситуация на рынке с продажами, — говорит директор по продажам Nissan и Datsun ГК «Евразия Моторс» Александр Гладун. — Плюс мы поддерживаем тесные контакты с другими брендами и можем отслеживать спады и подъемы в разных диапазонах. Руководящие коллективы в автосалонах сформировались давно, это позволяет правильно сформировать работу бизнеса. Также у нас присутствует не только внешняя, но и внутренняя конкуренция».

По словам Александра Гладуна, маржа компании снижается, но не только за счет падения продаж. «Скидки покупателям импортер делает как за счет себя, так и за счет дилера. При этом отказаться мы не можем, — поясняет он. — Переключились на продажу сопутствующих услуг и товаров, тем самым возвращаем маржинальность».

При этом отмечается, что падение продаж наблюдается только в массовом сегменте. Реализация премиальных брендов в Омске только растет.

 

Осторожные надежды

АЕБ надеется, что в 2017 году у рынка есть потенциал закончить четырехлетний период падения и вернуться к умеренному росту. Ожидается, что общий размер рынка будет равен 1,48 млн автомобилей или, иными словами, на 4% больше, чем в 2016 году.

Однако эксперты-сибиряки менее оптимистичны в этом вопросе.

«По моему мнению, в целом по рынку дно еще не достигнуто, — рассуждает Владислав Опортов. — Возможно, это произойдет в течение 2017 года… В 2016 году падение по массовым сегментам (Lada, KIA, Hyundai) было уже не такое большое. Если оно остановится на уровне нуля в этом году, будет очень хорошо. Что касается Lifan, то здесь в любом случае тенденция идет в рост. В этом году бренд выпустит на рынок еще пару новых моделей, что дополнительно стимулирует спрос».

По словам Александра Гладуна, основная задача «Евразии Моторс» в 2017 году — удержать уровень продаж прошлого года, если будет возможность, нарастить хотя бы 10%. При этом импортер Nissan рассчитывает на прирост продаж по всей России на 25–30%

«К кризису мы приспособились, — говорит он. — В 2016 году у населения не было денег, но спасли программы трейд-ин и утилизации, кредиты. В среднем по холдингу порядка 40 процентов автомобилей покупалось в кредит, по программам трейд-ин и утилизация вместе — до 50 процентов, а в бренде Nissan — до 80 процентов. Отсюда вся надежда в 2017 году, что продлятся программы господдержки и кредитования населения. Также перспективным является сейчас продажа автомобилей с пробегом».

Новый официальный дистрибьютор Jaguar Land Rover «Альбион-Моторс» закладывает рост в 2017 году в целом по двум салонам.

«Данный факт обусловлен открытием дилерского центра в Новосибирске и выходом новых моделей в 2017 году. По Российским маркам мы наблюдаем рост уже с IV квартала 2016 года», — говорит представитель компании.

Выводить на главной: 

Похожие статьи: