Мобильная заправка

17 апреля 2017

Мобильная заправка

Ольга Данилова
Эксперт-Сибирь

В российскую экономику мир digital-технологий внедряется уверенно и с успехом: все больше услуг, вне зависимости от сферы деятельности, переходят в цифровой формат, постепенно вытесняя живую рабочую силу. Заправка автомобиля на АЗС — не исключение

Вначале 2012 года московская АЗС «НефтьМагистраль» предоставила своим покупателям возможность оплачивать топливо с помощью «Qiwi Кошелька». Еще раньше, в 2011 году, компания «Ситроникс» совместно с «ЛУКОЙЛОМ-Пермнефтепродуктом» и МТС реализовали проект быстрой заправки с помощью бесконтактной системы оплаты и с использованием технологии NFC (Near Field Communication — так называемая «ближняя связь»). Что касается Новосибирска, то здешние АЗС цифровые технологии осваивают медленнее, но со своими особенностями и уникальными предложениями.

Новосибирская компания Eyeline, которая специализируется на разработке программных решений и продуктов для разного типа компаний, реализовала совместный с АЗС «Сибнефть» инновационный проект — систему автоматизированной заправки автомобилей топливом с одновременной оплатой услуги банковской картой покупателя, которая заменила предыдущую, базирующуюся на использовании смарт-карт. Нефтетрейдеру такое решение позволяет главным образом экономить на эмиссии карт и связанной с ними установке инфраструктуры, а водитель может производить заправку, не выходя из машины, интерактивно узнавать остаточный лимит топлива, получать всю необходимую информацию о его расходовании, а также не стоять в очередях и не искать POS-терминал для оплаты топлива картой.

 

Простота и удобство

Уникальность и преимущество этого проекта для потребителя в его максимальной простоте: программное обеспечение — привычное нам приложение — водителю автомобиля устанавливать не требуется: необходим лишь один из мессенджеров с открытым API (они не требуют заключения специального договора на создание чат-ботов).

На создание системы разработчикам компании Eyeline понадобилось более года: необходимо было разобраться во всех деталях и тонкостях, а также согласовать действия с партнерами, что в случае такого серьезного проекта оказалось непросто. Коммерческая стоимость разработки пока не определена: ее оценка станет возможна только после определенного промежутка времени, когда инициаторам проекта станет ясно, насколько он востребован среди автомобилистов.

«Самым сложным было выработать понимание того, что именно мы хотим сделать и какие технические средства нам для этого необходимы. Техническая реализация проекта не вызвала затруднений, поскольку наши сотрудники имеют большой опыт работы в решении и более сложных задач. Мы сделали еще несколько разработок, которые технически подобны проекту для заправок. Сейчас мы ищем партнеров для их внедрения, но найти таких партнеров, как сеть АЗС «Сибнефть», нелегко. Проблема в том, что большинство компаний хотят иметь гарантию коммерческого успеха проекта на старте. Мы же можем дать гарантию лишь успеха технического», — отмечает руководитель проекта Борис Шумило.

В целом логика обращения с новым техническим решением весьма проста: заехав на заправочную, автомобилист вставляет пистолет в бак, берет в руки смартфон и через мессенджер (например, Telegram) связывается с ботом — «заправщиком», который значится в его телефоне в списке контактов. Их диалог выглядит примерно так:

Бот: [Добрый день. Введите номер пистолета (уникальный номер, обозначенный на заправочной колонке над соответствующим пистолетом. — Ред.)]

Автомобилист: [127780]

Бот: [Введите количество литров (Л), или Сумму платежа (Р), или До полного бака (ПБ)]

Автомобилист: [Л20], или [Р1000], или, [ПБ]

Бот: [Для оплаты заказа введите пароль (он приходит на номер сотового телефона. — Ред.)]

Автомобилист: [****]

Бот: [Спасибо.]

После завершения диалога произойдет налив топлива, соответствующую сумму спишут с банковской карты, а уведомление о совершенной транзакции поступит на телефон автомобилиста.

Простоту и «понятность» новой разработки отмечает и председатель Совета директоров и совладелец компании «Сибнефть» Геннадий Панкеев:

— Запуск нашей системы заправки не требует сколько-нибудь значительных затрат: никакого нового оборудования не нужно, вся работа АЗС никак не нарушается, и в то же время появляются новые возможности и новое качество обслуживания. Если все клиенты будут этим пользоваться, то персоналу АЗС будет «нечего делать». Все расчеты ведутся безналичными средствами, деньги переводятся с карточного счета клиента сразу на счета получателей в режиме «онлайн». Никаких неудобств с расчетами, никакой «налички» и всех проблем с ней.

 

Консерватизм vs прогресс

Однако крупные компании к подобным разработкам относятся скептически. Финансовые транзакции осуществляет поставщик топлива — «Газпромнефть». Руководство компании тем не менее не сразу согласилось на реализацию данного проекта. По словам Геннадия Панкеева, это связано с тем, что крупные предприятия заинтересованы только в проверенных и отработанных технологиях, которые уже показали свою надежность и эффективность.

«Живут по принципу «лучшее — враг хорошего». Наверное, это правильно. Когда разработанная нами технология отработает у нас и покажет себя, тогда они, может быть, и заинтересуются», — объясняет руководитель «Сибнефти» консерватизм бизнесменов.

Председатель ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» Юлия Золотовская отметила, что данный проект может быть интересен не для всех: это, в частности, относится к тем АЗС, которые имеют свои магазины.

«Реализация подобного проекта может быть интересна только тем нефтетрейдерам, на АЗС которых отсутствуют магазины, а как мы видим, таких с каждым годом становится все меньше и меньше», — отмечает она.

В целом новую разработку Юлия Золотовская оценила как полезную, но только в очень ограниченных случаях:

— Посудите сами, если владелец авто приезжает на АЗС, которую обслуживают помощники оператора или, как их принято называть, «пистолетчики», то они без особых проблем могут произвести расчет за водителя — как наличными денежными средствами, так и по карте (переносные терминалы, например, используются на сети АЗС «Янтарь»). При этом если «пистолетчиков» на АЗС нет, то водителю все равно придется выйти из автомобиля для заправки авто, и в этом случае совершить несколько шагов до здания операторной АЗС не представляет сложности.

Таким образом, данная опция может быть полезна водителю, только если заправку его автомобиля производит «пистолетчик» и только тогда, когда водитель намерен рассчитаться за бензин безналичными денежными средствами.

 

Роботы наступают

Сегодня новый сервис работает на двух АЗС «Сибнефть» Новосибирска, а в течение месяца, по словам Геннадия Панкеева, система будет запущена и на других. «Пока думаем, как лучше информировать наших клиентов об этой возможности», — поясняет он.

Как отмечает Геннадий Панкеев, данная система является качественно новой и не имеющей полных аналогов на рынке топлива. Разработчик Борис Шумило, говоря о важности новой системы для дальнейшей оптимизации бизнес-процессов на АЗС, замечает, что продукт Eyeline опирается на последние достижения других разработчиков: «В современном мире трудно найти уникальное. Внедрение мессенджеров, совершенствование программного обеспечения АЗС, прогресс банковского ПО — все это открывает новые возможности, которыми мы и воспользовались. Мы убеждены, что в ближайшем будущем автоматизированные покупки товаров и услуг будут выполняться по такой же схеме, как это сделано нами для заправок автомобилей топливом. Наша разработка функционирует успешно, но о настоящем успехе можно будет говорить в случае ее широкого внедрения. Этим должны заниматься специализированные структуры, располагающие финансовыми и организационными ресурсами, а вот с этим не все хорошо и в Новосибирске, и в России в целом».

Что касается будущего рынка в целом, то здесь у нефтетрейдеров широкое поле для деятельности: вполне возможно, что рынок топлива постепенно придет к тому, чтобы автоматизировать бизнес-процессы максимально широко: если теоретически техника способна совершать все этапы денежной транзакции и совершать налив топлива с помощью нажатия кнопки, то результат не заставит себя долго ждать. Такая тенденция, кстати, характерна для зарубежных топливных рынков. По мнению Юлии Золотовской, там сегодня все чаще встречаются автоматические АЗС без использования операторов, где для заправки автомобиля требуется внести деньги через автоматическое устройство, расположенное непосредственно на колонке АЗС. В России же, по ее словам, безоператорные АЗС получили недостаточное развитие: «Я полагаю, что наиболее перспективными являются те решения, которые могут помочь снизить издержки в работе АЗС, в том числе издержки, связанные с оплатой работы персонала».

Можно предположить, что если новая система оплаты на АЗС «Сибнефть» придется автомобилистам по вкусу, то решение о сокращении рабочей силы на станциях будет оптимальным, экономически обоснованным и принятым незамедлительно. Единственное, что потребуется от новой разработки — включение ее в те мессенджеры, API которых является закрытым (это, например, WhatsApp), а значит, потребуется заключение специального соглашения с правообладателем.

Выводить на главной: 

Похожие статьи: