Своим путем

30 мая 2017

Своим путем

Юлия Гребенкина
Эксперт-Сибирь

Несмотря на то, что споры о подходах к образованию и просвещению человечество ведет не первый век, скорости технологических и социальных процессов последнего десятилетия говорят о том, что структура образования и занятости человека в мире уже в самые ближайшие годы может измениться до неузнаваемости

И дело не только в том, что традиционные формы получения образования, будь то очная, заочная формы или экстернат в развивающейся с каждым днем системе открытого образования интегрируются в единое образовательное пространство, а открытые онлайн-курсы достигнут пика популярности. Сам смысл получения образования неминуемо будет претерпевать значительные изменения, уверены создатели учебно-просветительского проекта «Новосибирский Открытый Университет».

«Эксперт-Сибирь» продолжает разговор об альтернативных образовательных проектах Сибири.

 

Университет как свободная зона

Новосибирский Открытый Университет (НОУ) был создан общественными активистами, учеными и деятелям искусства в декабре 2015 года. В его рамках проводятся бесплатные образовательные курсы по самым разным гуманитарным направлениям.

 «НОУ — это инициативное объединение ученых, искусствоведов, культурологов, специалистов в различных, — преимущественно гуманитарных, — отраслях знаний, ставящее своей целью организацию планомерной просветительской работы, посвященной увеличению доступности новых знаний для максимально широких кругов общества», — так проект описывает себя в открытых группах в социальных сетях.

Реализуется же достижение целей с помощью циклов экспертных лекций, дискуссий, «живых библиотек» и других форматов встреч. Проект действует в режиме открытого университета, занятия в котором проходят на регулярной основе и образовательный цикл формируется из набора экспертных курсов, которые слушатель выбирает самостоятельно. Курсы самые разнообразные — популярное музыкознание и история стран, основы психоанализа и современный гипноз, правовая самооборона и урбанистика, и многое другое.

Форма организации НОУ — свободное партнерство образовательных и дискуссионных сообществ, индивидов, общественных организаций, занимающихся просвещением и наукой. Занятия проходят на площадках книжных магазинов, в библиотеках, технопарке, джаз и арт-клубах, а в теплое время года и под открытым небом. Посещение занятия любого формата бесплатно для любого желающего. И в этом, по словам идеолога и учредителя НОУ Романа Шамолина — непременная часть самой идеи просвещения.

«Для нас это, прежде всего просветительский проект — такая «высшая народная школа». Идея возникла у нас с Романом (Роман Столяр — композитор и пианист-импровизатор, один из основателей проекта Новосибирского открытого университета) после проведения Форума российской интеллигенции в Новосибирске, — рассказывает Роман Шамолин. — Там был круглый стол с участием людей, связанных как с наукой, так и с образованием и искусством. И мы много говорили о том, что современные государственные вузы — не лучшее место для свободных идей и гипотез, в нынешних условиях там крайне затруднительно развиваться, реализовываться, потому что все крайне формализовано и стандартизовано, вместо творчества — тотальная подотчетность преподавателей. И развитие затруднено даже не потому, что оно запрещено: на него в факультетской жизни просто нет спроса в нескончаемом потоке «правильно» оформленных программ и компетенций».

Сегодня Роман Шамолин — учредитель Новосибирского Открытого Университета, с  более чем 20-летним стажем работы в государственных и негосударственных вузах, по сей день проректор по науке Новосибирского Института Экономики, психологии и Права (НИЭПП), бывший доцент кафедры психологии личности Новосибирского государственного университета. Он вспоминает, что после своего ухода из государственного вуза, где он весьма долго проработал, - некоторое время просто улыбался от ощущения свободы:

«Когда факультет, где я работал в начале 00-х годов, только организовывался, там была импровизация, свежий воздух, там было творчество. Дипломные работы студентов действительно представляли поиск чего-то необычного, разработку живых концепций. А затем все это начало сворачиваться, благодаря постоянному интересу министерства образования, и к 2008 году от студентов уже не требовалось никакой импровизации. Шаг вправо, шаг влево — уже не валидно, оценка будет ниже, есть шанс, что вообще студент не защитит курсовую или диплом, если у него есть свежая мысль. Ведь свежая мысль, естественно, всегда менее обоснована, чем известные стандарты».

«Нужно понимать, почему спроса нет, — включается беседу Роман Столяр. — В области музыки, например, потребность потребности рознь. Ведь если вы не пробовали апельсин, то вы его не захотите никогда в жизни. Консерваторские студенты не знакомы с современной музыкой, и у большинства из них нет желания с ней знакомиться. И логично, что у большинства из них будет вопрос: «Зачем нам это надо?» Сейчас в репертуаре культурных учреждений современная музыка практически не звучит, за очень редким исключением, когда кучка энтузиастов в Новосибирске периодически исполняют ее. Круг замкнулся, если нет спроса — нет и предложения. И мы бегаем по этому замкнутому кругу, а хочется этот круг разорвать».

Музыкант приводит в пример опыт вузов США, где он преподавал: «Там абсолютно вариативная система обучения, причем везде. Есть обязательные предметы, где-то треть или четверть, и есть большой список дисциплин по выбору, которые лежат в рамках профессии. Но при всем этом студент может выбирать предметы как захочет. Есть курсы, которые выходят за рамки профессио­нальной компетенции, что называется «для себя», чтобы обеспечить задел на второе образование. У нас никакой гибкости или вариативности нет — вот стандарт! В США, Европе тоже есть массовая культура, влияние которой очень мощно, но при этом они нашли великолепный выход — они оставили университеты! Университеты там — это свободная зона. Ты попадаешь в университет, и ты делаешь все, что угодно. И, поверьте, оттуда выходят прекрасные специалисты с отличным знанием дисциплины с весьма достойным взглядом на мир, потому что эта вариативная система дает возможность посмотреть на мир несколько дальше своей собственной профессии. Блок предметов по выбору, которые не относятся к твоей профессии, дают такую возможность».

 

Слушатель, вольно!

По мнению главных двигателей проекта Новосибирского открытого университета — философа (к.филос.н.) Романа Шамолина, музыканта и композитора Романа Столяра и историка НГУ Дмитрия Холявченко — в наши дни, когда формальная задача высшего образования стала ключевым трендом, просвещение как таковое уже не относится к компетенции вузов. НОУ же создавался как проект академического просвещения — «для реализации прямого, не регламентированного никаким министерством контакта: эксперт — аудитория».

Среднее количество слушателей в рамках одной встречи НОУ — 25–30 человек. Общая характеристика аудитории — уровень IQ выше среднего. Возраст — от школьников до пенсионеров.

Несмотря на кажущееся разнообразие действующих сегодня онлайн- или офлайн-курсов, создатели НОУ акцентируют внимание на внеполитичности своего проекта и уточняют: несмотря на успешно организованную «Медиану мэра» в Новосибирске, собравшую на дискуссионную площадку много медийных лиц, политиков и общественников, деятельность НОУ не выражает интересы каких-либо политических фракций нашего времени. Ведущий интерес НОУ заключается в том, чтобы «активировать интеллектуальный, критически-рацио­нальный потенциал соотечественников».

«Обычно целью открытых встреч или лекций ставится либо развлечение, либо политические шоу, либо это платные образовательные курсы, рассчитанные на подготовку к экзамену в вузе, — поясняет Дмитрий Холявченко. — У нас тоже есть опыт таких мероприятий. Но формат НОУ — это именно академическое просвещение. И в режиме офлайн, вживую, я таких проектов в гуманитарной сфере больше не встречал. Наша задача — «усложнить восприятие мира», как любит говорить Роман Шамолин. Но слово «усложнить» мне немного не нравится, это все-таки научно-просветительский проект. Я бы сравнил его с такими проектами, как «Гефтер», например. И люди приходят, потому что им интересно».

Эксперты НОУ — представители преимущественно гуманитарных областей знания: история, философия, психология, искусство, политология, право, экономика, культурология. Это люди в основном с научными степенями, заслуженные деятели искусства, — так или иначе состоявшиеся в своей сфере, медийно известные, профессионалы. Однако, основной критерий, по словам организаторов проекта — наличие накопленного опыта и знаний и желание ими делиться. Так же как у слушателей — вольное, не замешанное на стремлении получить «корочку» специалиста, желание узнать новое.

Вольнослушатели в официальных вузах — довольно редкая категория людей, отмечает Шамолин. Во-первых, университеты нигде не рекламируют себя в качестве мест, открытых для всех желающих; во-вторых, они такими и не являются; в-третьих — пропускная система. Отсюда вывод: с истинным желанием просвещения сегодня следует обращаться к альтернативным источникам. Пусть и не гарантирующим документальное подтверждение полученным знаниям.

Впрочем, и в этом направлении НОУ не так давно сделал первые шаги.

 

Добрая воля и академический стандарт

В марте текущего года Новосибирский открытый университет объявил о запуске первой программы профессио­нальной переподготовки совместно с Новосибирским госуниверситетом экономики и управления (НГУЭУ), посвященной современной антропологии.

Занятия по программе «Современная антропология» рассчитаны на четыре учебных семестра по четыре-пять месяцев, для каждого из которых подготовлен определенный модуль: «Основы антропологии», «Поведение человека», «Идентичность человека», «Антропологические перспективы (футурология)». Слушатели могут по желанию выбрать один из них или несколько и получить по итогам успешного окончания каждого удостоверение о повышении квалификации.

Среди преподавателей — эксперты НОУ: кандидат философских наук Роман Шамолин, руководитель центра «Эврика» Анна Павловец, кандидат медицинских наук, доцент НИЭПП Андрей Гронский, психоаналитик Екатерина Затримайлова, искусствовед и культуролог Эрика Куфельд и другие. Средняя стоимость обучения за семестр — 25 тысяч рублей.

«Для Новосибирского госуниверситета экономики и управления опыт сетевого взаимодействия — не первый, однако совместный проект с Новосибирским открытым университетом занимает в нашей деятельности особое место, — прокомментировал запуск программы начальник управления дополнительного образования НГУЭУ Сергей Чернышов. — Объединяя огромный потенциал НОУ и его аудиторию с академическими стандартами и опытом НГУЭУ, мы получаем действительно интересный образовательный продукт, аналогов которому в Новосибирске пока не существует».

По словам Романа Шамолина, программа переподготовки по специальности «Современная антропология» будет интересна тем, кто хочет знать о таком проблемном феномене, как человек, — существенно больше, чем обычно принято. «Задача антропологии — активировать наиболее проблемные вопросы, связанные напрямую с человеческим существованием. Современная антропология включает в себя разделы множества научных направлений: психологии, биологии, философии, политологии, эстетики, — широкий спектр, дающий возможность представить человека весьма полноценным образом», — поясняет учредитель проекта. И добавляет, что это единственное направление проекта, где лекторы НОУ будут получать оплату за свою работу.

На вопрос, каким видится будущее проекта в перспективе 5–10 лет, создатели НОУ уверенно отвечают: самостоятельным и максимально неформализованным.

Что касается финансирования — основной принцип НОУ останется прежним: не брать деньги со слушателей. В настоящее время все эксперты проекта работают по принципу волонтерства, встраивают встречи с аудиторией проекта в свой рабочий график, получая взамен возможность реализовать свою творческую энергию и видеть, как твои идеи отзываются. Это стоит больше, чем финансовые поступления, уверены создатели проекта. А с помощью партнеров, которые бесплатно предоставляют площадки под мероприятия, сами зовут и предлагают идеи — есть все шансы, что альтернативный образовательный проект НОУ будет успешно развиваться.

«Расширение сферы деятельности, как количественно, так и качественно — подспудная цель любого проекта, — рассуждает Роман Столяр. — Субъективно мне хотелось бы больше контакта с профессио­нальными музыкантами, но пока это не очень возможно. Может быть, нас заметят в профессио­нальных музыкальных учебных заведениях, захотят выйти из своих раковин. Пока это не работает, сейчас официальное образование идет своим путем, мы — своим».

Фото из открытых групп НОУ в социальных сетях

Выводить на главной: 

Похожие статьи: