Инновации: испытание рынком

24 июля 2017

Инновации: испытание рынком

Игорь Степанов
Эксперт-Сибирь

Тема инновационной экономики все шире и шире обсуждается во всем мире, не исключая и Россию. Именно такому укладу прочится как ближайшее, так и отдаленное будущее, именно инновационные компании выступают проводниками в новый мир Индустрии 4.0

Однако, как это зачастую бывает с общеупотребительными терминами, под единым определением «инновация» может скрываться самое разнообразное толкование. И движение по, казалось бы, самому «инновационному» пути вполне может довести до технологического тупика или превратиться в хождение по замкнутому кругу.

Одной из попыток определиться с понятийным аппаратом инноваций стал совместный документ Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Евростата «Руководство по сбору и анализу данных по инновациям (Руководство Осло)», вышедший на русском языке в 2006 году. По мнению его создателей, «инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях». Такое определение оставляет широчайшее поле для отнесения к инновациям практически любого изменения продукта или услуги, и создатели «Руководства Осло» все же постарались вычленить наиболее характерные инновационные признаки. Так, было выделено четыре типа инноваций: продуктовые, процессные, маркетинговые и организационные. Однако в рамках этих категорий инновационными достижениями могут быть признаны продукты и услуги совершенно различного уровня — от появления первых микропроцессоров до радикально нового дизайна флаконов для лосьона (оригинальные примеры из «Руководства Осло»).

Вполне возможно, что на гладком эволюционном пути все инновации важны и нужны. Однако в преддверье нового индустриального уклада все же необходимо определять приоритеты инновационного развития для целевого продвижения и стимулирования компаний, способных выпускать истинно инновационную продукцию — наукоемкую, с высокой добавочной стоимостью. Для современной России, особенно в ситуации сокращения доступности финансовых ресурсов, такая задача архиважна — экстенсивная модель поведения гарантирует нарастающее отставание, и лишь интенсивное развитие на основе целевых инноваций способно открыть перед страной двери будущего мироустройства.

Ведущий аналитик ГК ТелеТрейд Марк Гойхман, говоря об инновационных компаниях, отмечает — к ним можно отнести те, которые обеспечивают качественные преобразования, технический прогресс общества в целом. «Это предприятия, которые постоянно разрабатывают и внедряют принципиальные эффективные нововведения в области техники, технологий, организации процессов и пр., основанные на передовых достижениях науки», акцентирует аналитик. Схожее мнение высказывает и финансовый аналитик Северо-Западной управляющей компании Григорий Грачев.

Григорий Грачев

«В специфике глобального фондового рынка можно называть «инновационными» компании, развивающие прорывные технологии (Tesla Motors), компании высокотехнологичного сектора (например, торгующиеся на рынке NASDAQ)», — приводит он зарубежные примеры. Весьма амбициозное определение дает старший партнер Консалтинговой группы «Беспалов и партнеры» Александр Беспалов: инновационными считаются компании, продукт или технология которых в разы или на порядки превышают по характеристикам продукты-конкуренты, либо создают дополнительную ценность, которой вовсе еще не было на рынке.

А первый вице-президент Опоры России Павел Сигал замечает: инновационность в последнее время часто путают с технологичностью, однако речь идет просто о способах реализации своей бизнес деятельности наиболее оптимальным путем, которым раньше никто из игроков не пользовался. «В настоящий момент сложилась такая ситуация, что именно новые технологии позволяют реализовать инновационный подход для компаний», — убежден один из руководителей Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства.

 

Не в голове, а на рынке

Инновации, зарождаясь в виде идеи, зачастую и остаются на этом уровне. Не оформленные документально, не воплощенные в чертежах и техпроцессах, они, тем не менее, имеют высочайшую ценность — но только в глазах своих создателей. «Руководство Осло» в этом отношении непоколебимо — общим признаком инновации является то, что она должна быть внедрена. «Новый или усовершенствованный продукт является внедренным, когда он вынесен на рынок. Новые производственные процессы, методы маркетинга или организационные методы являются внедренными, когда они стали реально использоваться в деятельности фирмы», — столь жесткие трактовки не оставляют места инновациям «в голове». Исходя из этого, можно предположить, что рыночный спрос — единственное мерило востребованности и эффективности инноваций. Но в таком случае именно рыночные инструменты — в частности, котировки ценных бумаг инновационных компаний — должны давать четкий ответ о верности курса, избранного этими передовиками научно-технического прогресса. Безусловно, выход на открытый фондовый рынок — перспектива далеко не многих инновационных компаний, однако механизм и результаты его работы могут послужить хорошим ориентиром для подавляющего большинства из них.

«Акции таких компаний сейчас в целом в фаворе среди как профессио­нальных, так и непрофессио­нальных инвесторов. Многие российские компании, несмотря на в целом сырьевое направление нашей экономики, достаточно успешно выходят на мировой рынок, что позволяет инвесторам получать хороший доход на свои вложения, — утверждает Александр Беспалов. — Во многом мы сейчас можем наблюдать «кризис доткомов» номер два: многие инвестиции экономически никак не обоснованы, а скорее основаны на «хайпе» — моде или ажиотаже. Например, этим грешат многие проекты в сфере применения блокчейна».

Российский рынок ценных бумаг уже давно имеет в своем распоряжении площадки для обращения ценных бумаг российских инновационных компаний. В самые ближайшие дни сектор РРИ («Рынок инноваций и инвестиций») Московской биржи достигнет своего «совершеннолетия» — он был создан 15 июля 2009 года. Критерии доступа компаний на этот сегмент рынка не простые — зато они позволяют предположить, что именно здесь сосредоточены успешные российские инноваторы. «Для выхода на фондовой рынок в секторе РРИ компании необходимо выполнение четырех условий, — объясняет аналитик ГК «ФИНАМ» Леонид Делицын, далее подробно рассказывая о каждом из них:

Леонид Делицын

«Первое — капитализация эмитента должна составлять не менее 150 миллионов руб­лей. Второе — компания-эмитент должна производить продукцию, оказывать услуги или применять технологии из Перечня приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, либо из Перечня критических технологий РФ. Третье. Продукция или услуги должны быть включены в Реестр инновационных продуктов, технологий или услуг, рекомендуемых к использованию в РФ. И четвертое — среди инвесторов компании должна быть структура из списка: РОСНАНО, РВК (фонды Российской Венчурной Компании), Сколково, Фонд Бортника, Фонд «ВЭБ Инновации», Российский фонд технологического развития или Фонд Развития Интернет-Инициатив».

В отличие от «Руководства Осло», такие критерии отбора, основанные на комбинации экспертного и финансового анализа, позволяют достаточно строго очертить круг инновационных компаний в российском понимании. И, несмотря на кажущуюся сложность, в этом подходе все проработано и понятно. Так считает Леонид Делицын. «Московская Биржа на самом деле теоретически может предоставлять игрокам рынка возможность инвестировать в очень новые и революционные стартапы, лишь бы их продукция попадала в перечни, и за них ручался инвестор из списка госвенчуров», — комментирует аналитик условия доступа в сектор РРИ.

«В результате на нынешний день «Рынок инноваций и инвестиций» представлен компаниями малой и средней капитализации и является площадкой для привлечения инвестиций в компании инновационного сектора экономики», — трактует сложившуюся ситуацию начальник аналитического отдела ПАО «ИК РУСС-ИНВЕСТ» Дмитрий Беденков.

По его информации, в Секторе РИИ торгуются 13 акций, 1 АДР, 10 облигации, 2 пая, 1 ETF. В отраслевом разрезе 3 бумаги представляют биотехнологии и медицинские технологии. Есть компании, представляющие авиационные, космические и информационно-телекоммуникационные системы, производство металлоконструкций, выпуск оптической техники, производство авиационной техники, платежные системы.

«Особую популярность рынок получил пять-шесть лет назад, когда биржа стала активно продвигать данную площадку», — вспоминает генеральный директор новосибирской инвестиционно-финансовой компании «Юнисервис Капитал» Алексей Антипин. Однако, по его мнению, несколько неудачных IPO окончательно «убили» веру частных инвесторов к российским эмитентам и акциям новых компаний в частности. Близок к такой оценке и Григорий Грачев, который помнит, что появление рынка РИИ вызвало ажиотаж в инвестиционной среде, интерес к первым IPO на этой площадке был крайне высок, а большинство «книг заявок» на акции закрывались с переподпиской. «Тем не менее, эйфория быстро прошла — РРИ должен был стать «русским Nasdaq», но, на данный момент, крайне далек от этого статуса», — так комментирует аналитик сегодняшнее состояние этой торговой площадки.

Рыночные истории компаний сектора РРИ, оценку его текущего состояния, а также подробнее о проблемах и перспективах инвестиций в российские инновационные компании читайте в следующих номерах журнала «Эксперт-Сибирь».

Первый вице-президент Опоры России Павел Сигал

— Чем активнее компания внедряет инновации, тем больше у нее шансов выжить,однако инновации на данный момент могут себе позволить лишь крупные компании,обладающие существенными ресурсами,которые могут покрыть риски от внедрения новых подходов в работе. Как правило,потенциальных покупателей может пугать именно инновационность, поскольку, повторюсь, идти по пути внедрения инноваций —это рисковать, причем постоянно.

Ведущий аналитик ГК ТелеТрейд Марк Гойхман

— Для России специальные расчеты доли предприятий, осуществляющих инновации,ведет Росстат. Последние данные за 2015 год говорят о том, что удельный вес таких организаций составляет 9,3%.И его динамика неутешительна — неуклонное из года в год сокращение с 2011 года,когда доля составляла 10,4%. Но даже 10% — это несравнимо меньше, чем во многих других странах еще в 2013 году.Причем не только у лидеров, таких как Израиль (75,2%) или Германия (66,9%),но и, например, в Болгарии (27,4%),Румынии (20,7%), Чили (19,2%). Такие данные приводит статистика Высшей школы экономики.

Выводить на главной: 

Похожие статьи: