Новый путь аэропорта «Емельяново»

24 июля 2017

Новый путь аэропорта «Емельяново»

Наталья Кобец
Эксперт-Сибирь

Дискуссия «быть или не быть железной дороге до красноярского аэропорта», похоже, достигла кульминации: к концу июля в федеральный Минтранс должен быть представлен проект строительства железнодорожной ветки и организации перевозок по ней

Как сделать аэропорт «Емельяново» более доступным для авиапассажиров, — тема, обсуждавшаяся как минимум последние десять лет. Сейчас в воздушную гавань, расположенную в 30 километрах от города, можно добраться только автотранспортом: в порт из города несколько раз в сутки ходит рейсовый автобус (по пути заезжая в поселок Емельяново) и несколько приходящих междугородних экспрессов (в среднем раз в час). Значительная часть авиапассажиров предпочитает добираться на собственных авто или же на такси. Попытки как-то упорядочить автобусные перевозки предпринимались неоднократно: новые рейсы регулярно вводились и столь же регулярно убирались. Перевозчики жаловались на низкий спрос, пассажиры — на неудобное расписание, не согласованное со временем вылетов, и длительность пути: участок федеральной трассы Р-255 «Сибирь» достаточно загружен: это направление не только в аэропорт, но и в Западную Сибирь, кроме того, Емельяновский район характеризуется довольно плотной жилой застройкой. Пробки на въезде и выезде из города в часы пик на этом направлении уже стали привычным явлением. Поэтому железнодорожная ветка — не только вопрос комфорта авиапассажиров, это решение логистических проблем региона и повышение безопасности перевозок.

— Конечно, железнодорожная ветка разгрузит гостевую трассу от Красноярска до аэропорта, сегодня в утренние и вечерние часы пик интенсивности движения на этом участке достигает 100 машин в минуту, — поясняет министр транспорта Красноярского края Сергей Еремин. — Плюс это вопрос безо­пасности: организация движения по железной дороге будет способствовать снижению количества ДТП.

 

Экспресс невыгоден

В активную фазу обсуждение идеи вошло с началом подготовки к универсиаде — Всемирным студенческим зимним играм, которые Красноярск будет принимать в 2019 году. Одно из требований FISU (Международной ассоциации студенческого спорта) — гости и участники Игр должны добираться из аэропорта до спортивных объектов в течение часа. Теоретически это возможно и при существующей транспортной системе — в отдельные часы. На практике же путь к стадиону может занять несколько часов — пробки в Красноярске стали обыденным явлением. Решающим голосом в этом вопросе стал голос президента России Владимира Путина, который в марте нынешнего года провел в Красноярске большое совещание по подготовке к универсиаде. Глава государства поставил задачу федеральному Минтрансу, краевому правительству и РЖД рассмотреть проект со всех точек зрения и предложить наиболее оптимальный вариант.

По большому счету, выбор лежал между двумя вариантами: прокладкой линии аэроэкспресса или запуском грузопассажирского движения. И, судя по тому, как развиваются события, скоростная электричка в аэропорт к оптимальным вариантам не относится по ряду причин. Первая — перспективы окупаемости. По расчетам специалистов Красноярской железной дороги, аэроэкспресс оправдает себя, если пассажиропоток в аэропорт будет не менее 3,5 миллионов человек в год, сейчас Емельяново принимает в полтора раза меньше пассажиров. В последние два года их количество стабильно увеличивается, однако до расчетных 3,5 миллионов еще далековато.

— Вопрос увеличения пассажиропотока — это лишь небольшая часть окупаемости ЖД ветки, — считает Сергей Еремин. — По расчетам, сегодня пассажиропоток железнодорожной линии составлял бы порядка 750 тысяч человек в год. Экономически целесообразно говорить не только о пассажирских перевозках, но и об организации доставки грузов.

Вторая причина — технические и инфраструктурные требования к самой железнодорожной линии. Аэроэкспресс подразумевает организацию безостановочного скоростного пассажирского движения из точки А в точку Б. Это исключает возможность грузовых перевозок по ветке и не решает логистические проблемы полностью.

 

План Б

Логичнее, рассудили специалисты, построить грузопассажирскую ветку и пустить по ней не экспресс, а обычную электричку.

— В пиковые часы по вылету и прилету в аэропорт будут ходить пассажирские электрички, а в остальное время — грузовые поезда, — рассказывает генеральный директор аэропорта «Емельяново» Андрей Метцлер. — На электричке смогут ездить не только пассажиры и их сопровождающие, но и сотрудники аэропорта, сопутствующих предприятий сервиса и услуг, жители населенных пунктов Емельяновского района.

Авторы проекта настаивают: электричка в аэропорт будет существовать не сама по себе, ее расписание и маршрут будут увязаны с городской сетью наземного транспорта и проектом «городская электричка» — это специально организованные маршруты внутри Красноярска, позволяющие жителям в часы пик без пробок добираться с окраин до центра и противоположных «концов» города. Оборудовав транспортно-пересадочные узлы (на некоторых ключевых станциях они уже есть), можно будет обеспечить удобный трансфер в аэропорт не только красноярцам, но и жителям Дивногорска, Железногорска и Березовки.

По предварительным расчетам, стоимость проезда из Красноярска до поселка Емельяново составит 36 руб­лей (согласно зо­нальным тарифам Красноярской железной дороги), билет до аэропорта будет стоить 140 руб­лей.

— Был проведен социологический опрос среди пассажиров аэропорта, жителей Красноярска и поселков Емельяновского района, в нем участвовали более 20 тысяч человек, более 70% из них готовы воспользоваться электричкой при таких тарифах, — говорит Андрей Метцлер.

 

Нужен хаб

И все же развитие пассажирских перевозок — сейчас не главная задача для «Емельяново», хотя после завершения строительства нового терминала и реконструкции старого аэропорт сможет принимать до пяти миллионов пассажиров в год. Большой потенциал кроется в перевалке грузов через Красноярск. Город находится на пересечении торговых потоков между производствами в Восточной и Юго-Восточной Азии и рынками сбыта в Европе и Северной Америке, и это преимущество грех не использовать.

— Мы провели оценку действующих логистических маршрутов для пар городов из Европы и Китая. Для некоторых из них консолидация грузов в Красноярске может дать экономию на транспортировке до 35% на каждом рейсе. При этом консолидация товаров в Красноярске на пути к конечному потребителю позволит сократить пролетаемую дистанцию в среднем на 7,5%, — отмечает управляющий директор авиабизнеса компании «Базовый Элемент» Алексей Васильченко.

Железнодорожная ветка и нужна для того, чтобы привлечь карго-перевозчиков: она позволит снизить стоимость перевозки груза, при этом сохранив скорость и обеспечив надежность доставки. Есть у «Емельяново» и еще одно преимущество, которое может стать ключевым для зарубежных авиаперевозчиков.

— Стоимость авиационного топлива в аэропорту Красноярска примерно на 8–10% ниже, чем в крупнейших аэропортах Китая, более равномерные плечи маршрута увеличивают эффективность использования воздушного судна, — рассуждает Алексей Васильченко. — Повышение полезной загрузки воздушных судов в среднем составит 23%, что примерно 26 дополнительных тонн для популярного грузового воздушного судна «Боинг 747–400». Таким образом, логистические и грузовые компании могут выбирать более удобные пути.

По прогнозным оценкам, грузопоток по новой железнодорожной ветке из Красноярска в аэропорт к 2030 году может составить более миллиарда тонн.

 

Порт пяти морей

Есть и более глобальная идея — сделать «Емельяново» «сухим портом» — так называют центры перевалки морских грузов на направлениях внутри страны. Их задача — разгрузить складские площади морских портов, перенеся все процессы, связанные с таможенным оформлением грузов, их хранением и комплектацией. На первый взгляд, где Красноярск, а где ближайшее море, но, по мнению спикера краевого парламента Александра Усса, идея вполне жизнеспособная. И ключевым фактором ее реализации может стать железная дорога.

— Сегодня над Красноярском «пролетает» порядка 4 миллионов тонн грузов, логистический грузовой центр может обрабатывать 2–2,5 миллиона тонн, — говорит глава Заксобрания. — Красноярск географически находится в уникальном месте. С одной стороны, это кроссполярная трасса — перелеты из Северной Америки в Юго-Восточную Азию. С другой стороны, Транссиб. Здесь же проходит федеральная автомобильная трасса. Поэтому нельзя смотреть на железнодорожную ветку с позиции мелких лавочников. Это масштабный федеральный проект, который обеспечит толчок в развитии Сибири.

Алексей Васильченко отмечает, что для полноценной интеграции Красноярска в международную логистическую сеть нужен еще один шаг: создание на территории аэропорта «Емельяново» особой экономической зоны с развитием логистических, производственных и сопутствующих видов бизнеса.

— После установления дополнительных правовых условий станет возможным перенаправление мировых грузопотоков объеме до 500 тысяч тонн грузов в год, проходящих, в данный момент, по неоптимальным маршрутам, — подчеркивает Васильченко. — Суммарный потенциальный поток до 2030 года оценивается 750 тысяч тонн. Мы ожидаем, что резидентами ОЭЗ будут крупнейшие логистические компании и консолидаторы грузов, сборочные производства и производства с высокой добавленной стоимостью, а также сопутствующие грузы.

 

За чей счет этот банкет

Выгоды для Красноярска в этом проекте очевидны. После перехода в управление структурами Олега Дерипаски аэропорт «Емельяново» существенно увеличил отчисления в местные бюджеты: за два года он перечислил более 600 миллионов в виде налогов. В случае запуска железнодорожного сообщения авторы проекта прогнозируют совокупный эффект только от работы ветки в 2,5 миллиарда руб­лей в год — это и результат создания новых рабочих мест (порядка 2 000 по прогнозу), и налоги от сопутствующих видов бизнеса, и возможности, которые дает наличие инфраструктуры.

Примерная стоимость строительства железной дороги — 7,3 миллиардов руб­лей. Вопрос только в том, за чей счет она должна быть построена.

На мартовском совещании в Красноярске президент России Владимир Путин свою позицию обозначил: создание инфраструктуры — это обязанность государства. «Но нужно подумать, чтобы в процессе принимали участие и оператор, и край, и федерация», — заметил он.

Министр транспорта России Максим Соколов предложил дофинансировать проект за счет продажи части акций аэропорта, которые сейчас находятся в собственности края. Напомним, структуры Дерипаски приобрели на аукционе 51% акций, заплатив на них чуть больше двух миллиардов руб­лей и еще два миллиарда отдав в краевую казну в качестве обеспечения работ по реконструкции аэропорта. 49% акций принадлежит Красноярскому краю.

Выгоду проекта, заметную невооруженным взглядом, но все же тщательно просчитанную экспертами, осознают и краевые, и федеральные власти. Дело за решением инфраструктурных проблем, необходимых для развития транспортно-логистического узла. Создание особого налогового режима, упрощение таможенного оформ­ления и другие дополнительные правовые условия для бизнеса в проектируемой зоне ускорят процесс получения экономического эффекта от вложенных инвестиций. А готовность крупного бизнеса на партнерство с государством и вложение собственных ресурсов служит дополнительным гарантом того, что совокупный эффект от ГЧП ближе, чем кажется. 

Выводить на главной: 

Похожие статьи: