Придают форму

28 августа 2017

Придают форму

Татьяна Елистратова
Эксперт-Сибирь

Осенью на рынок фитнес-услуг Новосибирска выходит крупный федеральный игрок — сеть клубов премиум-класса World Class. Лидеры рынка рассказали о современной ситуации в отрасли, борьбе с нарастающей конкуренцией и мотивах сибиряков в занятиях спортом

В Сибири фитнес-индустрия начала развиваться более 20 лет назад — первый клуб в Новосибирске для увлеченных фитнесом «Виват» открыли Варвара Медведева, сейчас возглавляющая собственную школу фитнес-инструкторов в Москве, и Елена Рацкевич, основатель «Союза инструкторского мастерства». «Тогда была в новинку спортивная аэробика, и основатели фитнес-движения в Новосибирске ездили в Америку, Европу, обучались и привозили это в Сибирь. Потом появились клубы «ЭОС» и «Иммер». Некоторые инструкторы арендовали спортивные залы в школах, — вспоминает директор фитнес-клуба STUDIO FIT Александр Виноградов. — Люди, у которых были финансы, могли себе позволить ездить за границу, где проходили фитнес-конвенции, привозили новый материал сюда, на базе «Вивата» проходило много обучающих курсов».

С самого начала Сибирь заявила себя как регион отстающий — почти 10-летняя разница между открытиями первых клубов в Санкт-Петербурге и Новосибирске до сих пор дает о себе знать. Однако, по убеждениям игроков на рынке фитнес-услуг, сегодня разница в уровне инструкторов, оснащенности залов и скорости внедрения новых технологий уверенно снижается.

 

Тренд на упрощение

По наблюдениям Александра Виноградова, развитие фитнес-программ идет по спирали: от простого к сложному и наоборот — из-за все ускоряющегося ритма жизни. «Сейчас все хотят быстрее получить результат, программы унифицируются. Продолжает развиваться функцио­нальный тренинг — хотя это старое направление, его просто обернули в новую упаковку. Возможно, потом мы опять пойдем к усложнению», — рассуждает Александр Виноградов.

Последние пять лет фитнес-индустрия переживает не только возвращение к упрощенным системам тренировки, игроки рынка отмечают популярность центров, работающих в моноформатах: йога, EMS-тренировки, TRX. Как отмечает директор по фитнесу федеральной сети фитнес-клубов X-Fit Ирина Троска, чаще на рынке стали открываться фитнес-студии, где представлены не только классические фитнес-программы, а узкоспециализированные форматы и классы, такие как HIIT (высокоинтервальные интенсивные тренировки), Cycle, Body&Mind («Тело и разум») студии и подобное. «В тренде методики, связанные с глубокой работой с организмом — миофасциальный релиз, фасциальные манипуляции, тейпирование и другие кинезиотерапевтические и мануальные практики. Наибольшим спросом, по статистке нашей сети, пользуются на сегодняшний момент направления функцио­нальной направленности и программы Body&Mind, такие как пилатес, йога и другие. Не меньший интерес вызывают программы направления водных программ, среди которых X-Surf, AquaFitBoxe и многие другие», — рассказывает Ирина Троска. По наблюдениям топ-менеджера X-Fit, альтернативные направления только помогают фитнес-рынку удерживать людей. «Если фитнес-клуб следит за трендами и своевременно внедряет подобные услуги в свое расписание, то данные направления не мешают, а только увеличивают спрос. Но если этого не происходит, то люди вынуждены искать возможности для себя и уходить в специализированные студии, которые, в свою очередь, являются для «комплексных» фитнес-клубов конкурентами, потенциально способными привлечь часть аудитории к себе», — уверена Троска.

Представители федерального холдинга ALEX FITNESS также отмечают рост интереса клиентов к тренажерным залам и силовым тренировкам. «Если раньше огромное количество людей ходило на аэробику, то сейчас на групповые программы в основном ходят люди старше 30 лет, а молодежь отдает предпочтение регулярным тренировкам в тренажерном зале или кардио- и силовым нагрузкам. Мне кажется, эту тенденцию обязательно нужно учитывать в ближайшее время при открытии новых залов, — рассуждает президент холдинга Алексей Ковалев. — Новые направления всегда вызывают интерес, это нормально. Мы и сами запускаем в клубах сети как новые программы — та же аэройога и TRX — и тренажеры, так и собственные новые разработки. Например, РУСАП — запатентованный тренировочный комплекс Русской Армейской Подготовки, в разработке которого наши специалисты применили практики, которые на протяжении десятилетий используются в российских вооруженных силах для подготовки элитных войск и подразделений специального назначения. Безусловный тренд последних лет — это различные тренажеры с электростимуляцией. В большинстве своем они направлены на одну цель — достижение максимальных результатов за минимальное время: целая индустрия работает на мечту человечества «похудеть за 5 дней до отпуска и «стать как Арнольд за 2 недели». Разработчики вкладывают огромные средства в маркетинг, и этот рынок уже продает сам себя. На нынешний день насчитываются сотни разновидностей таких аппаратов, а клубы зачастую покупают их с надеждой увеличить продажи абонементов, и далеко не у всех опыт успешен».

Новые направления активно притягивают внимание клиентов, но далеко не всем удается надолго его удержать, комментирует директор по развитию франчайзинга сети фитнес-клубов WorldClass Игорь Шашкин.

«Если говорить о подвесном тренинге, то этот вид стал просто неотъемлемой частью любого фитнес-клуба. Батут же является скорее экзотикой, которая активно не используется. В наших клубах мы стараемся удерживать клиента при помощи персо­нального тренинга. Наш персонал, владея широчайшим спектром различных инструментов для решения любых задач занимающегося, на 99% удержит клиента в клубе на долгие годы. Поэтому основной нашей задачей мы видим вовлечение как можно большего количества занимающихся в персо­нальный тренинг», — поясняет Игорь Шашкин. Среди основных тенденций на рынке фитнес-услуг представитель WorldClass выделяет популярность фитнес-гаджетов: трекеров, приложений, систем анализа эффективности тренировок, функционирования ЧСС; высокоинтенсивные интервальные тренировки (ВИИТ); функцио­нальный тренинг; классический силовой тренинг и тренировки с пожилыми людьми. «Сейчас современный человек пытается жить не просто долго, но и качественно. Тренировки в этом желании являются отличным подспорьем. Индустрия предлагает большое количество anti-age продуктов, в том числе и фитнес-программ», — резюмирует список трендов Шашкин.

 

Легки на подъем

В противовес финансовой составляющей и емкости бизнеса, по уровню фитнес-услуг и тренеров Новосибирск не отстает от Москвы, уверен Александр Виноградов. «В столице много побочных вещей вокруг фитнес-индустрии, не хватает работы с клиентом, но в главном — профессионализме фитнес-тренеров — Новосибирск не уступает столичным клубам, — считает Виноградов, однако при этом он убежден, что небольшое отставание сохраняется из-за низкой вовлеченности клиентов. — В Сибири люди легки на подъем, но у них еще идет перестройка сознания, еще не все понимают, для чего нужен фитнес — чтобы быть здоровым, чтобы качество жизни было выше. Люди приходят к тому, что необходимо быть в тонусе, чтобы режим и ритм жизни были правильно настроены. Но статистика до сих пор утверждает, что в Европе фитнес-клубы посещают 70–80 процентов населения, в России этот показатель остается в районе 30 процентов».

По данным Министерства спорта РФ, количество занимающихся спортом в Москве с каждым годом увеличивается на 500 тыс. человек и в 2016 году достигло почти 4 млн. Темпы роста показателя в Новосибирске гораздо ниже — с 2014 по 2016 год численность увеличилась с 670 до 800 тысяч человек. При этом уровень вовлеченности в пересчете на население у Новосибирска выше — порядка 50% жителей города увлекаются спортом против 30% жителей Москвы.

«Люди все также посещают фитнес-клубы, но поток именно новых клиентов немного снизился. В нашей сети наблюдается хороший показатель, связанный с процентом продления клубных карт — эти цифры намного выше, чем количество новых вовлечений. Это говорит о том, что клиенты, которые однажды пришли в наши фитнес-клубы, несмотря ни на что продолжают заниматься. Если брать мировую статистику, то в России спрос недостаточно велик, но положительная динамика, тем не менее, есть. Это можно связать с увеличением проникновения фитнес-услуг и донесением информации до конечных потребителей через социальные сети», — делится наблюдениями Ирина Троска.

По словам Алексея Ковалева, процент проникновения фитнес-услуг очень низкий по всей стране. «Говорить о насыщенности не приходится. В этом плане Россия отстает в среднем от развитых стран Запада лет на 20. Сегодня в Новосибирске функционирует менее 200 клубов (это приблизительно 12,5 на 100 тысяч населения). Так что место для нового игрока в Новосибирске, определенно, есть», — уверен президент холдинга ALEX FITNESS.

 

Покажут класс        

Как отмечают представители компаний фитнес-индустрии, новосибирский рынок спортивных услуг достаточно большой и потенциально емкий, и конкуренция по сравнению с другими (например, южными регионами) не так высока. В связи с этим логично предположить, что число крупных фитнес-клубов в городе будет только расти. В настоящий момент большую долю рынка держат локальные фитнес-центры, федеральные компании заходят в регион достаточно плавно: второй клуб федеральной сети X-Fit откроется в Новосибирске спустя пять лет с начала работы первого зала, клуб WorldClass планирует открытие первого центра на осень 2017 года. При этом взгляды игроков на востребованность услуг клубов премиум-класса расходятся. Алексей Ковалев уверен, что конкуренция в премиум-сегменте в Новосибирске практически отсутствует, хотя обеспеченной аудитории в Новосибирске более чем достаточно. «Это столица Сибири с развитой промышленностью, финансовой, научно-учебной и культурной жизнью. Представители деловой части населения могут позволить себе приобрести карты в премиальный клуб. Поэтому можно только порадоваться, что у жителей Новосибирска появится еще один вариант при выборе фитнес-клуба. Мы всегда за здоровую конкуренцию и повышение качества услуг в нашей сфере», — говорит Ковалев и добавляет, что выход любого крупного игрока на любой рынок перераспределяет потоки клиентов. «В Новосибирске есть клубы разных ценовых сегментов: эконом-, бизнес- и премиум-класса, стоимость абонементов в них разнится, но зачастую уровень тренажерных залов или качество воды в бассейнах в недорогих и дорогих клубах фактически ничем не отличаются. ALEX FITNESS является клубом демократичного сегмента: качественный фитнес за разумные средства. В условиях снижения потребительских расходов данная ниша выглядит наиболее востребованной в ближайшее время», — уверен Алексей Ковалев.

В свою очередь Александр Виноградов высказывает сомнения в востребованности нового клуба премиум-класса: «Конкуренция в этом сегменте довольно большая, потому что состоятельных людей в Новосибирске не так много, как в Москве. Кроме того, люди умеют считать деньги, а большинство тех, кто выбирают именно премиальные фитнес-клубы, просто хотят соответствовать. Основная масса клиентов выбирают центры по трем критериям: месторасположение, соотношение цены и качества, кто-то идет к конкретному инструктору. У каждого клуба своя целевая аудитория, которая делится по возрасту и доходу. Есть центры, которые ориентируются на большую пропускную способность за счет низкой цены, но примерно 35–40 процентов из купивших карту не ходят на занятия», — делится наблюдениями Виноградов.

Представитель WorldClass Игорь Шашкин объясняет поздний выход сети в Новосибирск долгим отсутствием подходящей локации и инвестора: «Новосибирск, как и любой город-миллионник — это место, где концентрация людей премиального сегмента выше. Причем, город интересен не просто с позиции открыть один клуб, а с целью сделать там несколько клубов, два-три. Вопрос был только в одном — когда мы это сделаем. И в прошлом году появилась хорошая локация и надежный инвестор, который готов строить бизнес вместе с нами. В Новосибирске есть достаточно популярная местная сеть, которая не оперирует в премиальном сегменте, но, тем не менее, тоже предоставляет качественные услуги в сфере фитнеса. С одной стороны, это может добавить нам сложностей, а с другой стороны, мы прекрасно понимаем, что за счет того, что игроков прибавляется, рынок становится более вовлеченным, и потенциальная база людей, которые смогут к нам прийти, вместе с этим тоже растет. Говоря о конкурентах, сетевых клубов в Новосибирске традиционно немного, но на местном рынке есть достаточно достойных фитнес-клубов, но я не могу сказать, что они нам конкуренты — все-таки мы оперируем в разных сегментах», — лаконично пояснил Шашкин.

Выводить на главной: 

Похожие статьи: