Виртуальные университеты

11 сентября 2017

Виртуальные университеты

Евгений Бурдуковский
Эксперт-Сибирь

 

Научную библиотеку СФУ называют электронным сердцем университета

«Цифровые технологии», «виртуальное пространство» — словосочетания, давно и прочно вошедшие в наш повседневный лексикон. Применительно к высшей школе они означают абсолютно новые подходы к процессу обучения студентов. Новые подходы и новые вызовы, которые выводят его на принципиально иной качественный уровень. Насколько сами университеты готовы к переходу в «цифровой формат» и не окажется ли, что с переходом на дистанционные технологии и сами университеты окажутся виртуальными?

Сибирский федеральный университет, расположенный в Красноярске, с момента своего основания позиционировал себя как вуз, использующий передовые технологии. Сейчас специалисты СФУ реализуют целый ряд проектов, которые делом подкрепляют это утверждение.

 

Университет, до свиданья?

Тренд «цифровизации», «электронизации» и «информатизации» образования возник достаточно давно. С момента основания СФУ, все вузы, которые вошли в его состав, в той или иной степени, занимались внедрением этих технологий. Но в последнее время эти технологии явно увеличили темпы проникновения в нашу повседневную жизнь. И не в последнюю очередь, считают эксперты, благодаря тому, что появилась законодательная база. Так, в «Законе об образовании» РФ понятия «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» уже закреплены официально. Тем не менее, говорить о том, что университет в классическом смысле этого слова уходит, специалисты не торопятся.

 «Сейчас мы можем наблюдать, как совокупность технологий, которую условно можно назвать «виртуальный университет», оказывает влияние на взаимодействие между студентом и преподавателем, студентом и администрацией института, а также между отдельными преподавателями как экспертами в своей сфере деятельности, — объясняет директор Центра обучающих систем ИнТК СФУ Кирилл Захарьин. — Электронное обучение, современные образовательные технологии постепенно начинают замещать традиционные функции университета. То, что раньше могло происходить только в стенах университета — например, встреча преподавателя и студента, — теперь может случиться и вне их. Образовательное пространство меняется. Так, львиную долю теоретического материала студент сейчас может получить, вообще не приходя на лекции».

В помощь студенту и преподавателю — система электронных обучающих курсов. На данный момент в СФУ порядка пяти-шести тысяч курсов, которые могут «разбавить» аудиторную нагрузку. Около трети преподавателей используют их на регулярной основе. Часть электронных курсов, напротив, позволит повысить квалификацию и самому преподавателю.

В этом году преодолел тестовый этап и заработал в полную силу еще один цифровой проект — общеуниверситетский социальный сетевой сервис «Мой СФУ», на котором замкнуто огромное множество необходимых для студентов и преподавателей процессов. Университетский интранет помогает существенно структурировать внутренние коммуникации. На его базе реализуется множество инициатив: от простого хранения документов до подачи заявок на повышенную стипендию. Сюда «заведены» университетские проекты, таких в рамках реализации вузом федеральной программы повышения глобальной конкурентоспособности Проекта 5–100 свыше пятидесяти. Руководители проектов ставят задачи, фиксируют сроки и показатели. Некоторые структурные подразделения даже приспособили его для проведения планерок. На базе ресурса ведется учет профессио­нальных достижений профессорско-преподавательского состава. Позже этот учет позволит выявить и премировать наиболее ценных сотрудников.

 

А учителя кто?

Новые технологии рождают массу вопросов. И если существование университетов как таковых не оспаривается, то надо понять, как в новой реальности будут распределены роли.

«И здесь встает вопрос: каким быть в меняющихся условиях преподавателю? Раньше на лекции в основном только он был источником новой информации. Теперь же студент приходит уже подготовленным, он уже все прочитал, просмотрел. Пересказывать материал, который студент просмотрел в электронном курсе, уже нельзя. Нужно менять структуру занятия, подход к теме, выделять новые проблемы, заострять внимание на самых сложных моментах и так далее, — рассуж­дает Кирилл Захарьин. — Если преподаватель не будет понимать эту новую реальность, то, возможно, он проиграет конкуренцию другому, более подготовленному преподавателю?»

В помощь продвинутому преподавателю следующий цифровой проект — развернутая платформа, позволяющая проводить видеоконференции и вебинары. Удобно, в первую очередь, с простой утилитарной точки зрения. Например, преподаватель заболел. Раньше это означало, что лекция не состоится (к вящей радости студентов). Теперь для того, чтобы занятие не пропало, внося сумятицу в учебный процесс, необходимы только ноутбук, наушники и аудитория любознательных слушателей. Но это скорее исключительный пример — обычно вебинары вносятся в учебные планы загодя и считаются такими же рядовыми занятиями с обязательным онлайн-посещением.

Широко известен один из первых проектов СФУ — электронная библиотека. Это цифровое сердце университета и уж точно не просто место, где собраны книги. Сегодня это учебная информационная среда, которая ориентируется персо­нально на каждого студента или ученого. Здесь можно получить доступ к 30 миллионам электронных документов. Ежегодно библиотека предоставляет доступ к 40 российским и зарубежным базам данных. По запросу выдадут полнейшую подборку ресурсов — монографий, сайтов, статей — по интересующей его теме. Кстати, к электронной библиотеке СФУ имеют доступ все школы Красноярского края.

 

Выстроить контакты

В целом же в вузе продолжается развитие сопутствующих управленческих сервисов и сервисов, направленных на взаимодействие университета с его контрагентами и партнерами. Последних можно разделить на три основные группы: академические эксперты, выпускники и представители работодателей. По роду деятельности университету, его сотрудникам приходится общаться с огромным количеством структур и людей. Потому необходима автоматизация рассылок по различным адресам и контактам, их учет и актуализация, структурирование и выстраивание истории общения. Как итог — систематизированная база данных (CRM-система), эффективно пользоваться которой могут все заинтересованные сотрудники СФУ. На данный момент в этой системе университет накопил уже 18 тысяч деловых и прочих контактов.

В этом году в СФУ началась работа на еще одном важнейшем направлении. Речь идет о создании массовых образовательных онлайн-ресурсов с последующим размещением их на международных площадках. Для этого предстоит решить множество задач. Нужно войти в партнерские отношения с ведущими мировыми вузами, провайдерами и образовательными площадками, чтобы представить красноярцев на международном рынке. Сейчас красноярцы внимательно изучают рынок, конкуренция на котором весьма высока. Количество различных курсов по всем предметам исчисляются десятками тысяч. Тем не менее, шансы на успех, учитывая солидную научную базу и потенциал сибирского вуза, можно оценивать высоко.

 

Пока еще модель

На базе Института космических и информационных технологий — одного из двадцати профильных институтов в составе СФУ — реализуется модель электронного института. Она подразумевает перевод на «цифру» всего цикла процессов учебного заведения. В первую очередь — документооборота.

Заместитель директора по учебной работе Института космических и информационных технологий СФУ, кандидат технических наук Юрий Якунин уверен, что переход на электронный документо­оборот в настоящее время — это естественный эволюционный процесс.

«Я бы сказал, что те организации, которые на него не перешли или не начали процесс перехода, остались в предыдущей эпохе развития информатизации. Основной смысл электронного документооборота — повышение качества внутриорганизационных процессов.

Подготовка электронного документа посредством автоматизированной системы сокращает, а в большинстве случаев исключает ошибки, источником которых является человек. Повышается доступность документов, поскольку электронную версию легче найти, просмотреть, сделать копию, в отличие от бумажных, которые по истечении времени попадают в архив. Существенно увеличивается скорость создания и подписания электронных документов, нет расхода бумаги для печати оригиналов и копий документов. Коман­да ИКИТ имеет свой собственный опыт, как в области образовательного процесса, так и в области создания автоматизированных систем. Но она также активно использовала некоторые подходы передовых компаний, которые уже давно ориентируются в своей повседневной работе на электронные документы и подписи. На данный момент «электронный проект» ИКИТ развивается и совершенствуется постоянно и итеративно на основе проектного подхода. Дважды в год появляется новая версия системы с новыми функциями и возможностями. Последняя версия уже позволила институту перевести работу по созданию и подписанию порядка 80 процентов всего объема бумажных приказов, касающихся учебного процесса, в электронный вид и поместить их под управление и кон­троль автоматизированной системы».

Система уже вовлекла в себя большое количество пользователей. Это все студенты института, которые имеют личный кабинет и доступ к электронной зачетной книжке и другим полезным сервисам. Это все преподаватели, выставляющие оценки студентам только электронно, заведующие и секретари кафедр, а также инспектора учебного отдела института и административно-управленческий персонал. В этом году к пилотному проекту присоединился еще один институт СФУ — Военно-инженерный, начавший поэтапное внедрение АСУ ИКИТ в своем институте в течение всего предыдущего учебного года. Так что виртуальный университет в Красноярске уже не за горами.

Выводить на главной: 

Похожие статьи: