«Три кита» успеха энергосбытовой компании

25 декабря 2017

«Три кита» успеха энергосбытовой компании

Эксперт-Сибирь

Стопроцентная оплата потребленной электроэнергии, диверсификация и конкурентные цены — основные факторы успеха энергосбытовой компании

Об этом и многом другом рассказали журналу «Эксперт Сибирь» топ менеджеры компании ОАО «Новосибирскэнергосбыт» директор по закупкам и продажам Виталий Телепня и директор по реализации энергии Татьяна Семенцова.

Директор по реализации энергии Татьяна Семенцова

ЭС: Татьяна Викторовна, раскройте ваш тезис о том, почему платежная дисциплина клиента является одним из важнейших конкурентных преимуществ сбытовой компании.

Т.С.: Стоит начать с того, что основными составляющими стоимости электроэнергии являются стоимость ее приобретения на оптовом рынке (порядка 58%) и стоимость передачи электроэнергии (порядка 40%). Оставшиеся 2% составляют услуги сбытовой компании, а также услуги инфраструктурных организаций рынка. Исходя из того, что подавляющая часть конечной цены состоит из затрат, которые энергосбытовой компании необходимо оплатить «дальше по цепочке», для всех участников рынка (и генерирующих и сетевых компаний) важно, чтобы энергосбытовая организация обеспечила стопроцентые сборы за отпущенную электроэнергию. Ведь если генерирующие и сетевые компании не получают деньги за свои услуги, то они не могут обеспечить свою нормальную производственную деятельность. Таким образом, чем выше платежная дисциплина потребителей, тем устойчивей вся финансовая система энергетической отрасли. На сегодняшний день нашей компании удается с этой задачей справляться: по уровню платежной дисциплины Новосибирская область находится на лидирующих позициях в стране. Немаловажно и то, что у нашей компании на протяжении последних нескольких лет одна из самых низких сбытовых надбавок в стране, что говорит о высокой эффективности работы.

ЭС: Татьяна Викторовна, «Новосибирскэнергосбыт» признается лучшей сбытовой компанией в России уже не первый год. За счет каких усилий удалось добиться подобного результата?

Т.С.: Ежегодный рейтинг регулятора отрасли — Ассоциации «НП Совет рынка», в котором участвуют сбытовые компании всей страны, очень важен для всех участников рынка. Это независимое исследование отрасли, и на его результат нельзя повлиять иначе, кроме как эффективной работой. С даты основания рейтинга в 2012 году и по 2016 год мы занимали в нем первое место. В рейтинге есть несколько показателей, один из которых — это уровень реализации, т.е. доля оплаченной электроэнергии. Если я вам отпустил электроэнергию на 100 руб­лей, и вы заплатили мне 100 руб­лей, то это 100% уровень реализации. По этому показателю мы являемся лучшими в России уже не первый год.

ЭС: Судя по всему, для обеспечения высокой платежной дисциплины для физических лиц и для юридических лиц необходимы разные механизмы?

Т.С.: Механизмы действительно разные, так, к примеру для физических, обеспечивающих своевременные расчеты с нами, в очередной раз проводится ежегодный розыгрыш ценных призов. Платежная дисциплина — это результат постоянной планомерной работы, которая ведется, как со стороны сбытовой компании, так и со стороны государства: за последние несколько лет были приняты важные изменения в законодательство, которые сделали попросту невыгодным просрочки по оплате электроэнергии. Это касается как увеличения ставок пени за просрочку платежей, так и ужесточение административной ответственности за не введение ограничений, а также самовольные подключения к электрическим сетям. Данные меры вполне обоснованы, ведь когда потребители вовремя не оплачивают счета, и у сбытовых компаний возникает «кассовый разрыв», для того чтобы его закрыть и в срок выполнить свои обязательства перед генерирующими и сетевыми компаниями, мы вынуждены идти в банк, который нам дает кредит под реальные процентные ставки, и никаких особых поблажек при этом мы не имеем.

ЭС: Если у клиента возникает проблема по оплате, чем вы ему можете помочь? Или решение одно — отключить электроэнергию?

Т.С.: Мы мыслим системно и понимаем, что отключение электроэнергии должнику — это зачастую не решение проблемы, а ее усугубление, от которого теряют все участники. Это потеря бизнеса у клиента и это потеря денег для рынка. У должника, возможно, только временные финансовые трудности. При этом, отключив его от электроэнергии, мы ставим его в положение, когда он совсем не может осуществлять свою деятельность и, следовательно, лишен возможности решить проблему. Поэтому, конечно, мы стараемся вникнуть в ситуацию и в большинстве случаев договариваемся, принимаем гарантийные обязательства о реструктуризации задолженности при наличии приемлемых и реальных источников ее погашения.

ЭС: Виталий Викторович, как вы можете помочь предприятиям оптимизировать свои затраты на электроэнергию? Какие сервисы у вас для этого есть и насколько они затратны для компании?

В.Т.: В арсенале нашей компании есть несколько направлений для оптимизации. Часть — это бесплатные сервисы. Все юридические лица, наши клиенты, активно пользуются интернет-приложением нашей компании, где у каждого есть «личный кабинет». Все показания приборов учета и весь документооборот идет через этот онлайн сервис. Для юрлиц есть шесть ценовых категорий и калькулятор, который позволяет рассчитать оптимальную ценовую категорию. Так же есть подсказки, пользуясь которыми можно узнать часы, в которые наиболее выгодно потреблять электроэнергию. Если предприятие может корректировать свою производственную деятельность, то данный сервис позволяет существенно снизить затраты на электроэнергию.

Есть и платные сервисы. Это когда, допустим, потребитель хочет сдать в аренду часть своих сетей, произвести какие-либо технологические изменения, обеспечить учет или оформить технологическое присоединение к электрическим сетям. В этих случаях мы помогаем оптимально рассчитать проект таким образом, чтобы стоимость была и на этапе присоединения, и на этапе потребления меньше. От параметров технологического присоединения во многом зависит стоимость затрат на потребление электроэнергии. Компетенции нашей компании позволяют оказывать такие услуги как в комплексе, так и на любом этапе реализации проекта.

Директор по закупкам и продажам Виталий Телепня

Фото: АНДРЕЙ РУДНЕВ

ЭС: Но подобные услуги — и консалтинговые, и проектные, и монтажные — оказывает достаточно много компаний на рынке. В чем ваше преимущество перед ними?

В.Т.: Самое главное — мы оказываем комплексную услугу, сопровождаем клиента от начала до конца проекта, с предоставлением гарантий и использованием только качественных и проверенных материалов. Кроме того, сразу мы озвучиваем полную стоимость. Многие частники это делают, скажем так, хитро играя ценой, но часто получается что клиент «варит кашу из топора»: каждый раз появляются новые вводные, обстоятельства и за все необходимо доплачивать. Стоимость проектов в энергетике никогда не бывает дешевой, если вам предлагают дешево — значит или неправильно посчитали, или хотят просто обмануть.

ЭС: Еще одно из направлений деятельности, которое активно развивает «Новосибирскэнергосбыт» — это агентская деятельность. Татьяна Викторовна, расскажите, пожалуйста, на кого она рассчитана?

Т.С.: В Новосибирской области есть множество организаций ЖКХ, которые занимаются сбытовой деятельностью (в части тепловой энергии, горячей и холодной воды и т.д.), как и мы в части электроэнергии. Именно для таких организаций мы ведем агентскую деятельность. Мы предлагаем как полный комплекс услуг: заключение договоров, ведение начислений, востребование оплаты, прием платежей, так и просто сбор проблемной дебиторской задолженности. Выгода в данном случае обоюдная. За счет эффекта масштаба, автоматизации, количества сервисов и широкого охвата пунктов приема платежей услуги нашей компании стоят дешевле, чем содержание персонала для заказчика, а клиент получает шаговую доступность при оплате. Наши технологии работы прошли многолетнюю проверку на реальных предприятиях ЖКХ и это, в свою очередь, позволяет нам добиваться существенного повышения платежной дисциплины. На сегодняшний день нами в Новосибирской области заключено 37 таких агентских договоров.

ЭС: Энергетика считается одной из наиболее прогрессивных отраслей промышленности по внедрению новых технологий, в использовании мобильных платформенных решений. Виталий Викторович, какого результата позволяет достичь сбытовым компаниям внедрение цифровых решений в своей работе?

В.Т.: В результате применения цифровых технологий решается несколько задач. Во-первых, это обеспечение удобства для клиента, когда он может прямо из офиса в любое время решить все свои вопросы — передать показания, оплатить и многое другое. Во-вторых, цифровые технологии позволяют создавать новые продукты. Например, в 2018 году мы запустим мобильное приложение, позволяющее оплачивать все виды коммунально-жилищных услуг, а так же совершать прочие платежи — интернет, кредиты и т.д.

Кроме того, благодаря цифровым решениям, у нас есть возможность при покупке электроэнергии предпринимать действия для снижения стоимости. Например, когда мы покупаем для всей области электроэнергию, то делаем почасовую заявку. Чем точнее ты спрогнозируешь свою заявку в почасовом режиме, тем дешевле будет стоимость электро­энергии для потребителей — юридических лиц Новосибирской области. Понятно, что не в разы, но все равно это снижает цену! Мы планомерно проводим работу по точности планирования, в том числе используя машинное обучение и технологии нейронных сетей. По этому показателю мы сегодня одни из лучших в России, погрешность получается меньше двух процентов.

ЭС: Интересна подобная привязка к центральным событиям на электропотребление. Чемпионат мира по футболу влияет? Просчитывали?

В.Т.: И чемпионат влияет. Ближе к событию — будем учитывать.

Выводить на главной: 

Похожие статьи: