Малый ставит на «цифру»

12 февраля 2018

Малый ставит на «цифру»

Игорь Степанов
Эксперт-Сибирь

Понимание российского малого и среднего бизнеса преимуществ от внедрения цифровых технологий пока отстает от реального их использования

Генеральные направления развития любого бизнеса едины — вне зависимости от его величины, геолокации, отраслевой специфики. Они определяются основной целью — получением прибыли — и всевозможными ограничениями политического, экономического и финансового характера. Это относится ко многим сферам бизнес-деятельности, в том числе и к внедрению современных цифровых и дистанционных технологий, позволяющих оптимизировать затраты и наращивать доходы — получая в итоге столь желанный рост прибыли.

«Конечные цели каждого собственника бизнеса различны, хотя и схожи, но, так или иначе, все преследуют возможность сокращения затрат и увеличение прибыли, оптимизацию процессов взаимодействия с клиентом и, как следствие, повышение лояльности и формирование конкурентных преимуществ», — конкретизирует заместитель директора Новосибирского филиала ФГУП «НТЦ «Атлас» Евгений Попантонопуло. Термин «цифровизация», он же «дигитализация», попыталась не так давно определить известная консалтинговая компания BostonConsulting Group, посчитав это процессом усвоения и внедрения цифровых технологий населением, бизнесом и обществом. Несмотря на молодость терминологии, сам процесс идет уже очень давно — сегодня трудно определить его начало, но условно его можно принять близким к периоду широкого внедрения в бизнес сети Интернет. Такое несоответствие самим процессам и сегодняшнему сверхповышенному вниманию к ним поневоле дает основание — возможно, с определенной долей паранойи — для предположения о доле мощной маркетинговой составляющей сегодняшних процессов.

Евгений Попантонопуло

Но как бы то ни было, внедрение цифровых и дистанционных технологий, приносящих бизнесу реальную прибыль — неоспоримая тенденция современности. По словам Евгения Попантонопуло, информационные технологии настолько сильно внедрились во все бизнес-процессы, что игнорировать цифровизацию бизнеса или наблюдать со стороны за ее развитием нельзя, и необходимо четко осознавать перспективы для бизнеса при внедрении новых технологий. Его слова подтверждают и независимые исследования последнего времени.

Так, по результатам совместного исследования Microsoft и Международной школы бизнеса Хальта на рынке малого и среднего бизнеса в Центральной и Восточной Европе (включая Россию), более 70% российских компаний уверены, что цифровизация обеспечивает гибкость, 85% согласны, что эти технологии позволяют экономить время на рутинных операциях и использовать его для решения стратегических задач. Однако, похоже, что «уверенность» и «согласие» не всегда перерастают в деловую практику. По данным того же исследования, облачные сервисы Microsoft использует 36% компаний МСБ, что существенно отличается от теоретического понимания. Безусловно, не Microsoft’ом одним живы облака — тем не менее, разрыв между готовностью к цифровизации и ее реальностью в отечественном бизнесе достаточно заметен. Тому свидетельство еще несколько цифр упомянутого доклада — почти 65% компаний малого и среднего бизнеса в России осознают необходимость цифровой трансформации, а в целом по Европе этот показатель составляет 50%. Вряд ли кого-то эта статистика введет в радостное заблуждение — не рискуя сильно ошибиться, можно предположить, что она говорит о более высокой доле зарубежных бизнесменов, уже осознавших и реально пользующихся благами цифровизации. Но, с другой стороны, отечественный потенциал в этой области выглядит более чем серьезно.

 

Лучшее, конечно, впереди

Александр Соловенчук

Подтверждение все более увеличивающегося интереса российских предпринимателей к использованию цифровых и дистанционных сервисов приводит директор филиала МТС в Новосибирской области Александр Соловенчук. По его сведениям, их востребованность достаточно высока — четверть предприятий МСБ в Новосибирской области уже используют бизнес-решения оператора в своей повседневной деятельности для оптимизации бизнес-процессов, а за год рост потребления таких решений составил более 20%. По словам руководителя новосибирского филиала, используя телеком-технологии, предприятия получают возможность быть оперативнее и при этом повышать эффективность работы сотрудников, а также сокращать операционные расходы, что повышает эффективность бизнеса в целом. «Одним из важнейших стимулов потребления телеком-сервисов компании называют сокращение издержек», — делится Александр Соловенчук информацией, полученной от своих клиентов.

Схожие оценки дают эксперты самых различных сфер деятельности. Так, директор по массовому бизнесу филиала «Новосибирский» Альфа-Банка Максим Куракулов видит, что важным драйвером в развитии малого бизнеса является взрывное проникновение Интернета в виде социальных сетей, коммуникационных и видеосервисов в жизнь обычных людей. «Это позволяет использовать новые инструменты продвижения самому малому бизнесу», — объясняет он свой взгляд. По мнению банкира, мы присутствуем при том, что в бизнес активно входит поколение Y — которое не обременено советским наследием, которое воспитано уже в другой стране, которое стремиться открывать свой бизнес, которое глубоко вовлечено в современные технологии.

Надо заметить, что Максим Куракулов кратко описал классический маркетинговый ход проникновения бизнеса в существующие, но не им созданные информационные каналы. Фактически грамотный маркетинг, помноженный на цифровые технологии, дает возможность трансформировать потребительские информационные сети («домашний Интернет») в эффективные каналы продаж. Такой пример лишний раз подчеркивает, что наибольшего бизнес-эффекта от внедрения цифровых технологий можно достичь с помощью их синергетического сочетания с другими направлениями развития.

Сергей Соколов

Но это понимают не только начинающие бизнесмены «новой волны». Председатель Новосибирского областного отделения «ОПОРА РОССИИ» Сергей Соколов уверен, что даже те предприниматели, которые занимаются бизнесом 15–20 лет и уже имеют устойчивые каналы сбыта и продвижения продукции, сегодня делают ставку на современные цифровые дистанционные технологии в привлечении новых потребителей.

«Я лично знаком с людьми, кто смог переориентировать схему бизнеса, и теперь более 80 процентов всех продаж осуществляется через социальные сети. И это притом, что ранее была сделана ставка на собственный интернет-магазин», — подтверждает Евгений Попантонопуло.

 

Прививка от хайпа

Безусловно, и у впереди идущих коллег — как за близкими рубежами, так и за далекими океанами — не любые новации приносят успех. И им приходится время от времени возвращаться на прежние позиции и начинать движение заново уже при помощи других драйверов. Так что у российского малого и среднего бизнеса зачастую есть возможность заранее оценить реальную пользу того или иного нововведения, прежде чем внедрять его у себя. В какой-то степени это позволяет избежать разового эффекта от очередного подвернувшегося хайпа, ориентируясь на продукты долгосрочного результата.

Но пока, по мнению ранее упомянутых исследователей Microsoft и Международной школы бизнеса Хальта, российские и зарубежные предприниматели схожи в оценках перспективных направлений цифровизации, что позволяет надеяться на верность выбираемого ими пути. Так, опрошенные бизнесмены России и Европы были практически единодушны в выборе основных векторов развития цифровых бизнес-технологий: это автоматизация бизнес-процессов (34% в России, 23% в Европе), использование предиктивной (предсказательной) аналитики для развития бизнеса (29% в России, 20% в Европе), новые подходы и каналы для взаимодействия с клиентами (28% в России, 24% в Европе). Интересно, что российские бизнесмены уделяют повышенное внимание внедрению инноваций непосредственно в бизнес-процессы (19% в России, 12% в Европе), что только подтверждает тезис не только о высоком потенциале роста цифровизации отечественного МСБ, но и о его экономических амбициях.

Переходя от статистики к практике, Александр Соловенчук перечисляет современные телекоммуникационные инструменты для малого и среднего бизнеса — например, автоматизация управления транспортной компанией, комплекс телеком-услуг для застройщиков, решения для предприятий торговли, охранных предприятий, таксомоторных парков и диспетчерских и т.д. «Эти услуги позволяют решать буквально весь спектр бизнес-задач — от мониторинга автотранспорта и координации сотрудников до сбора информации с объектов и эффективных коммуникаций с покупателями», — утверж­дает директор филиала телекоммуникационной компании.

Людмила Глушкова

Расширяющийся ареал внедрения цифровых технологий в малый и средний бизнес наблюдают и представители финансового сектора. Так, заместитель генерального директора Банка «Левобережный» Людмила Глушкова видит, что в последнее время многие компании уделяют больше внимания новым и эффективным решениям по оптимизации структуры бизнеса. «Портрет» компаний сектора МСБ за последние 3–4 года изменился: сейчас все больше представителей МСБ ведут свой учет в специализированных программах, возросла финансовая грамотность представителей МСБ», — говорит банкир.

«Современный рынок IT насыщен различными программными средствами, которые должны способствовать решению задач в рамках цифровизации бизнеса. Стоимость таких решений, как правило, зависит от объема решаемых задач и проработанности реализованных в них бизнес-процессов», — переходит Евгений Попантонопуло к экономической стороне внедрения современных технологий. По его словам, сегодня, как правило, малый бизнес выбирает облачные решения — такой подход позволяет снизить затраты на внедрение и использование.

Наблюдает «облачные» тенденции и Сергей Соколов: классические офисные, складские, производственные площади заменяются онлайн-площадками, уходом в облака. «Это новый тренд, и он повлек за собой еще один — повышенное внимание к информационной безопасности, защите коммерческой информации», — обращает внимание председатель регио­нального объединения бизнесменов. С ним согласен и Евгений Попантонопуло, который говорит о возросшем интересе малого и среднего бизнеса к вопросам информационной безопасности. «Внедряя новые технологии в производственный процесс, создавая информационные системы для взаимодействия с партнерами и клиентами, собственники бизнеса начинают вкладывать средства в антивирусы, средства защиты от различных атак», — отмечает он одну из особенностей цифровизации по-российски. И, похоже, это как раз та сфера, которой отечественные бизнесмены придают заметно большее значения, чем их зарубежные коллеги — то же исследование Microsoft&Хальт показывает десятипроцентное превышение (29% в России, 19% в Европе) озабоченности россиян, нежели европейцев корректной работой с данными клиентов и их сохранности. Не перерастет ли это в конкурентное преимущество российского бизнеса?

 

Экономика vs цифровизация?

Однако, спускаясь с облаков на землю, стоит признать: неоспоримые преимущества цифровизации российский бизнес сможет ощутить лишь в комфортной деловой среде. А на эту среду, к сожалению, мало распространяется прогрессивное влияние современных технологий — будь то программное обеспечение, телекоммуникации или Big Data. Заметный разрыв в пользу российского бизнеса в понимании необходимости внедрения цифровых и дистанционных методов анализа, обработки и передачи данных при столь же явном отставании в конкретном внедрении может быть объяснен не только — и не столько — меньшей доступностью IT-решений, но неуверенностью бизнеса в своем собственном будущем. Да, у компаний МСБ есть видение достижения и наращивания бизнес-результатов при использовании продукты Индустрии 4.0 — но недостаточно понимания той стабильности бизнес-среды, которая позволит получить долгосрочные, а не сиюминутные результаты вложений в цифровые технологии.

Сергей Соколов замечает «усталость бизнеса», «чемоданное» настроение многих его собственников. По его наблюдениям, снижение общих темпов роста заметно сказывается на настроении бизнеса, при этом оптимизм испытывают немногие. «Да и с кадрами ситуация печальная — из Сибири уезжают люди высококвалифицированные, с опытом работы. Оставшиеся кадры становятся еще дороже — поэтому многие сейчас задумываются о выращивании своих кадров, но при этом есть и риски утраты уже обученных кадров», — поднимает Сергей Соколов еще одну проблему перехода к цифровой экономике. В такой ситуации трудно рассчитывать на обширные инвестиции бизнесменов в долгосрочные высокотехнологичные проекты, которые с каждым днем все больше и больше связаны с цифровизацией.

Но оптимизм российского бизнеса до конца неистребим. Председатель Новосибирского областного отделения. «ОПОРА РОССИИ» отмечает, что МСБ все же готов вкладываться и в технологии, и в кадры. «Даже при сегодняшних курсах, валютной нестабильности многие отдают последнюю рубаху, но приобретают современное производительное оборудование. Для них это новый ступень роста прибыли — и я не видел тех, которые бы об этом пожалел», — оставляет Сергей Соколов надежду на технологическое развитие отечественного предпринимательства.

Тему кадрового дефицита подхватывает Евгений Попантонопуло. «Конечно же, малый бизнес не может в полной мере обеспечить свое функционирование в рамках цифровой экономики. Ограничивающими факторами являются финансы, которые необходимо привлечь или изъять из оборота, а также специалисты новой экономики, которых на рынке труда всегда не хватает», — рассуждает заместитель директора Новосибирского филиала ФГУП «НТЦ «Атлас» о препятствиях на пути развития бизнеса. Он видит решение в государственном стимулировании перехода бизнеса к цифровой экономике — такая поддержка может выражаться, как в финансовой составляющей, в виде компенсации части затрат на обучение сотрудников малого бизнеса, а также в переработке образовательных стандартов высшего и среднего профессио­нального образования под современные потребности бизнеса и рынка.

Проблемы цифровизации — по крайней мере, на словах — уже осознаны и властными структурами. Даже в недавнем приветствии президента Владимира Путина IX Гайдаровскому форуму слова «кадры» и «цифровизация» были разделены всего одной запятой.

Хочется верить, что скорее рано, чем поздно, не только к бизнесу, но и на все возможные уровни придет полное понимание: цифровизация не может поднять экономику, но и экономике без цифровизации не подняться. 

Выводить на главной: 

Похожие статьи: