Точка входа

25 июня 2018

Точка входа

Александра Еремина
Эксперт-Сибирь

Входной билет на рынок малого бизнеса стоит недорого. 70, 200 или 700 тысяч руб­лей — и вы владелец собственного «свечного заводика». Сейчас прибыльное дело можно выбрать, не отводя глаз от экрана смартфона или ПК

По данным аналитиков портала Avito, в первом квартале этого года увеличилось количество желающих продать свой бизнес — на 18% по сравнению с аналогичными показателями прошлого года. Покупателей из всех городов России, по данным портала, больше всего интересовало приобретение компаний сферы услуг, торговых предприятий и общепита — на них пришлось 30%, 25% и 15% запросов контактов соответственно. Данная тенденция оказалась характерна для всех крупнейших сибирских городов за исключением Красноярска, где общепит занял четвертое место.

На всех рассмотренных ресурсах Новосибирск лидирует по количеству предложений готового бизнеса в Сибири. По данным интернет-ресурса Businessforsale в столице Сибири предлагается 1 313 компаний готового бизнеса, на сайте Avito — 1 095. Средняя цена готового предприятия составила 3,67 млн руб­лей — на 4% больше, чем за предыдущий квартал, и на 4% меньше, чем за аналогичный квартал годом раньше.

Самые высокие средние цены — на предприятия сельского хозяйства, помимо оборудования и техники, цена продажи включает жилые и хозяйственные постройки, стоимость поголовья стада и стоимость земель. Дешевле всего зайти на рынок общественного питания и торговли — право аренды киоска или павильона обойдется в 7–10 тысяч руб­лей, автомат по производству сахарной ваты — в 25 тысяч, кофейня — в 135 тысяч, столовая — от 200 тысяч руб­лей. Очевидно, чем больше оборудования, расходников и товарных остатков перейдет новому собственнику, тем выше цена. Плюсом к этому идет еще и стоимость аренды помещений.

Спрос на разные виды готового бизнеса на Avito, Новосибирск

 

Местные идеалы

Нет универсальных рекомендаций о том, какой бизнес «выстрелит» на 100%, говорят эксперты. Любые направления могут быть перспективны исходя из конъюнктуры конкретного места и конкретного времени. Когда речь идет о микробизнесе, ключевое значение имеют конкурентная среда и потребительский спрос. «Возьмем новый микрорайон, в котором недостаточно мест для дневного пребывания детей и нет парикмахерской, — поясняет руководитель Омского регио­нального бизнес-инкубатора Виктор Соболев. — Именно в этом месте и в это время очень выгодно открыть бизнес по стрижке и присмотру за детьми. Организация бизнеса — это конгломерат различных потребностей потребителей, поэтому в каждый конкретный момент делается анализ, что нужно жителям того или иного микрорайона».

Бизнес в сфере развлечений всегда будет иметь потенциал для развития. В перечне предложений — реалити-квесты, батутные центры и детские клубы, новая тема — аттракционы виртуальной реальности в торговых центрах. Пожалуй, больше всего предложений продажи бизнеса в сфере услуг — более 300 в Новосибирске, 178 в Красноярске, 139 в Омске, 121 в Иркутске, 92 в Барнауле, 81 в Кемерово. Ценовой разбег — от 3 тысяч за аренду места маникюрного мастера в салоне до 40 миллионов за салон красоты, автосервис можно купить от 150 тысяч руб­лей, детский центр стоит от 300 тысяч до 2 миллионов руб­лей.

Девелопер Евгений Бурденюк, генеральный директор ГК «Отелит Development» и сопредседатель НРО «Деловая Россия», рекомендует вкладывать деньги в ритейл и розничную торговлю. «Говоря про тренды, мы выделяем пиво, пекарни, аптеки, корма для животных и супермаркеты. Самый сложный формат — это супермаркеты, их проще развивать по франшизе. Например, у Metro Cash&Carry есть франшиза «Фасоль», которая позволяет открыть прибыльный супермаркет без больших инвестиционных вложений и с минимальными рисками».

Если опираться на данные онлайн-площадок, можно сделать вывод, что одним из самых доступных направлений является продажа разливного пива — бизнес, обладающий одним из самых невысоких входных порогов: оборудование можно взять у поставщиков пива, сам продукт — приобрести у оптовиков, сделать минимальные вложения в ремонт и начать сразу зарабатывать деньги. В Новосибирске на сайте Avito выставлены на продажу 52 пивных магазина стоимостью от 200 тысяч до 3,5 миллионов руб­лей. На цену в этом сегменте влияет расположение магазина, период работы на рынке, стоимость оборудования и товарных остатков, наличие лицензии на продажу крепкого алкоголя, среднемесячные обороты и такие детали, как наличие видеонаблюдения, систем учета (1С, ЕГАИС, онлайн-кассы). «Это направление востребованное, главная задача — найти хорошую локацию, выстроить сервис и ценовую политику. Мы как операторы на рынке торговой недвижимости видим большое количество начинающих предпринимателей, которые запускают интересные проекты и очень быстро развиваются», — говорит Бурденюк.

Тренд на упрощение бизнеса видит и генеральный директор ГК Конквест Олег Ионко: меньше внимания к интерьеру, больше внимания к продукту, использование локальных продуктов. «Интересная история, когда группа людей покупает большой ресторан, вкладывает в него только то, что нужно для технологии (это могут быть инвестиции в пределах двух миллионов руб­лей), и начинает работать под отражающей их специфику вывеской. Мы начинаем идти путем Европы, там во всех заведениях интерьеры-франкенштейны, оставшиеся от прежнего владельца, но горящая своей идеей коман­да. На мой взгляд, это хороший вариант для двух-трех молодых парней — продать машины и рискнуть в собственном деле», — говорит ресторатор. Минимальная стоимость бизнеса в сегменте общественного питания — 70 тысяч руб­лей (буфет в офисном здании), максимальная — 33 миллиона руб­лей (ресторанный комплекс в центре Новосибирска), владельцем столовой можно стать при инвестициях от 600 тысяч до 10 миллионов руб­лей.

Также в направлении упрощения и доступности движется сельхозпроизводство и пока еще, конечно, во многом экзотичная сфера — «сити-фермерство». Существующие технические решения позволяют относительно недорого — порядка 4,5 млн руб­лей за всепогодный тепличный модуль — зайти в этот бизнес. Да и сама технология производства, по словам Романа Букатина, разработчика всепогодного модуля выращивания свежей зелени «Green Kitchen», упрощена и доступна человеку, который ранее сталкивался с сельхозпроизводством максимум на своей даче. «Сити-фермером может стать любой предприниматель с любым уровнем знаний. Мы планируем полную автоматизацию системы, от человека будет требоваться лишь определенная последовательность в процессах, — рассказывает Роман Букатин. — Всепогодный модуль рассчитан на экономию всех ресурсов: электричества, воды и, конечно же, человеческого времени. Это доступный и технологичный бизнес с низкими рисками для данного вида деятельности». По словам разработчика, подобная городская теплица позволяет снимать до 52 урожаев в год салатной зелени или заниматься круглогодичным выращиванием высокомаржинальной культуры — например, такой, как клубника. Срок окупаемости вложений составляет от 1,5 до 2,5 лет в зависимости от выращиваемой сельхозкультуры или ягоды. Кроме того, городская теплица снимает один из ключевых факторов риска — климатический.

 

Информационные технологии

Если смотреть дальше локальных потребностей и местных трендов, можно заметить курс на глобализацию и в малом бизнесе. В сегменте МСБ активно расширяется область применения технологий, которые позволяют поддерживать бизнес в онлайне. Начиналось все с групп в социальных сетях, теперь активно используются мессенджеры (Whatsapp, Telegram). Особенность настоящего времени — сбор информации от клиентов всеми возможными способами (аналитика продуктов цифровыми методами, опросы клиентов) для того, чтобы сделать бизнес персонализированным и дать каждому клиенту уникальное предложение, говорят маркетологи. На основе собранной информации клиентская база сегментируется по схожим признакам: пол, возраст, семейное положение, место жительства и поведение на сайте, — и готовится уникальное предложение каждой из них. Важную роль играют также цифровые методы продаж через Интернет наряду с обычными подходами к продажам.

По наблюдению постоянного эксперта программы «Бизнес класс» Сбербанка и Google, руководителя Инновационного Центра Страхового дома ВСК Константина Холстинина, сегодня среди небольших предприятий активно увеличивается спрос на новые технологии, позволяющие начинающему бизнесу с минимальными затратами адаптироваться к цифровой эпохе.

Электронная коммерция находится в числе самых перспективных направлений бизнеса у предпринимателей программы «Бизнес класс» наряду с розничной торговлей, индустрией красоты и спорта, промышленным производством, строительством и инжинирингом, констатируют создатели программы по обучению предпринимателей. По мнению эксперта Константина Холстинина, выход на инвестиционный рынок в этой сфере будет зависеть от того, может ли сам владелец компании написать код, или ему нужно будет привлекать специалистов. Минимальная сумма инвестиций составит размер заработной платы трех-пяти программистов в конкретном регионе, которые будут работать над продуктом примерно 12 месяцев.

Компании, имеющие представительства в социальных сетях и Instagram, интернет-магазины и другие варианты небольшого бизнеса с использованием онлайн-технологий, также давно и активно представлены на рынке готового бизнеса.

Так, интернет-магазин «под ключ» в Сибири можно купить от 5 до 200 тысяч руб­лей, а, к примеру, хостел, занимающийся привлечением клиентов и оформлением брони дистанционно и онлайн, — от 150 тысяч руб­лей.

Средняя цена разных видов готового бизнеса на Avito, Новосибирск, I квартал 2018

 

Прощупать кота в мешке

При поиске готового бизнеса важно понимать, что именно вы покупаете — товарный знак, объекты недвижимости, лицензии и сертификаты (которые проще купить, чем получать заново либо продлять) или команду, реализующую проект. «Алгоритм проверки покупаемой компании тот же, что и при проверке контрагентов на благонадежность. Здесь важно собрать воедино большой объем информации, проанализировать его и сделать правильные выводы», — говорит директор и собственник консалтинговой фирмы «Plan B. Право. Налоги. Финансы» Наталья Киприянова.

«Проверка компании — это целый комплекс работ, который в результате призван максимально обезопасить покупателя от неблагонадежной сделки. Консалтеры рекомендуют проверить информацию о компании на nalog.ru и Контрфокусе. Нелишне будет изучить судебные споры, базу исполнительных производств, сведения о банкротстве и черные списки работодателей на предмет наличия в этих списках компании. Имеет значение и информация в открытых источниках типа «Флампа», в СМИ, на отраслевых сайтах и ресурсах с черными списками компаний (например, у транспортников). Аудит компании можно поручить сторонним экспертам. Обычно консалтинговые компании считают работу исходя из человеко-часов. 3–10 тысяч руб­лей за один час работы специалиста в зависимости от его компетенций и вида работ», — оценивает рынок эксперт Plan B.

«При покупке готового бизнеса есть ряд рисков, — говорит Наталья Киприянова.— Если компанию, которую вы покупаете, давно не проверяли, то есть риск выездной налоговой проверки за последние три года. Поэтому покупатель вместе с компанией может получить и ее неприятное наследство в виде налоговых доначислений, которые никуда не исчезают.

Из позитивного: личная ответственность (субсидиарная) у собственника возникает только за «свой» период. По­этому, когда вы покупаете бизнес, нужно обязательно проверять: а когда была последняя проверка и какие нарушения она выявила? Во-вторых, это любые другие неисполненные обязательства, в том числе выданные долговые обязательства компании неопределенному кругу лиц — собственные векселя компании. При предъявлении данных векселей к оплате компания рискует выплатить очень крупные суммы».

Покупка готового бизнеса может стать хорошим вариантом для тех инвесторов, которые не хотят придумывать бизнес-идею, создавать команду, искать помещение и раскручивать бренд. Удобно изучить историю покупаемого бизнеса, увидеть его работу в реале, тем самым снизив свои риски и издержки. Опираться при этом стоит не столько на советы экспертов, сколько на собственное чутье и ощущение рынка, — не может быть единых рекомендаций. При этом начинающему инвестору придется развивать навыки ведения переговоров, заключения сделок, поиска поставщиков, но это будет происходить в фоновом режиме и впоследствии станет источником роста бизнеса.

 

Об Avito — самый популярный сайт объявлений в России по версии сервиса SimilarWeb.Согласно Mediascope и собственным данным компании, ежемесячная аудитория Avitoсоставляет 34,1 млн человек — около пятой части населения России. 20,4 млн уникальных пользователей заходят на Avitoс мобильных устройств. На сайте размещено 40,8 млн актуальных объявлений, каждый день пользователи добавляют около 400 000 новых объявлений.

Выводить на главной: 

Похожие статьи: