Освободите место

27 ноября 2018

Освободите место

Михаил Кичанов
Эксперт-Сибирь

Выход на рынок электронной торговли гигантов, созданных крупнейшими российскими интернет-компаниями и банками, ускорит и без того стремительный рост онлайн-продаж. Уже сегодня около половины взрослого населения Сибири совершает покупки через интернет

На отечественном рынке e-commerce этой осенью случились два события, которые обещают круто изменить вектор развития продаж через интернет. В сентябре стало известно о планах создания совместного предприятия китайским Alibaba, «МегаФоном», Mail.RuGroup и Российским фондом прямых инвестиций на базе AliExpress Russia, стоимостью около 2 млрд долларов. Китайцы претендуют на 48% компании. Ожидается, что новый игрок откусит приличный кусок российского рынка интернет-торговли, который сегодня оценивается в 1,3 трлн рублей.

А в конце октября стартовал совместный проект Яндекса и Сбербанка — маркетплейс «Беру», ориентированный на российских поставщиков, стоимостью 60 млрд рублей. Торговая площадка создана на базе Яндекс.Маркет, который до сих пор развивался как сервис для сравнения цен. Кроме этого, Яндекс на прошлой неделе запустил бета-версию bringly.ru — трансграничного мультиплекса, конкурента Amazon и Alibaba. «Наша стратегия — не ограничиваться Китаем. В мире есть много товаров, которые в России либо не представлены, либо их надо несколько недель ждать. Мы хотим сделать так, чтобы на этой трансграничной платформе у нас были любые товары», — отметили в компании. На старте в ассортименте мультиплекса около 4 млн товарных предложений против 80 тыс. — на «Беру».

Появление таких гигантов, тем более с госучастием, открывает большие перспективы для развития e-commerce как в целом в России, так и в Сибири в частности, считают эксперты. Тем более что сибирские регионы по ряду направлений онлайн-торговли развиваются быстрее среднероссийских темпов. Например, если российский рынок электронной торговли бытовой техникой за девять месяцев 2018 года увеличился на 32%, то в сибирском регионе онлайн-продажи выросли на 39%, констатирует руководитель департамента по связям с общественностью группы «М.Видео — Эльдорадо» Валерия Андреева.

 

Сибирский драйвер

По данным Mediascope Web Index, 45% жителей сибирских городов с населением более 100 тысяч человек в возрасте от 18 до 64 лет хотя бы раз в этом году совершили покупку через интернет. Это 87% пользователей интернета в Сибирском федерального округе. За последние четыре года аудитория онлайн-покупателей выросла в четыре раза, отмечают в Яндекс.Маркете.

Результаты опросов компании GFK говорят о том, что сибиряки по-прежнему чаще всего оформляют заказы с компьютера. При этом растет доля тех, кто совершает покупки со смартфонов. В Новосибирске она выросла за год с 9,1 до 20,5%, в Красноярске — с 6,8 до 17,2%, в Омске — с 10 до 22,5%, а в целом по России — с 11 до 20,8%. «В этом году уже 34 процента пользовательских сессий происходит на мобильных устройствах. В 2017-м эта доля была всего 26 процентов. Десктопная аудитория неуклонно падает, — говорит руководитель службы аналитики Яндекс.Маркет Владислав Исмагилов. — В Сибири количество сессий на мобильных платформах растет быстрее, чем в среднем по стране, а десктопных — падает быстрее, чем в среднем по России. С точки зрения этого тренда СФО является одним из драйверов для всего рынка в России». Большая часть жителей Сибири использует мобильный телефон для того, чтобы определиться с покупкой, изучить отзывы, сравнить товар, но оформлять покупку предпочитают за компьютером.

Только 24% сибиряков сегодня покупают товары исключительно в российских интернет-магазинах. Четыре года назад таковых было 42%. При этом, больше половины населения совмещают покупку в российских онлайн-магазинах с приобретением товаров на зарубежных площадках электронной коммерции, прежде всего, китайских.

По данным Яндекс-Маркета, жители Сибири обращаются в интернет-магазины прежде всего из-за более низких цен, чем в обычных магазинах. «В этом году практически во всех категориях средняя стоимость товаров, которыми интересуются пользователи на наших площадках, снизилась. Это происходит по двум основным причинам, — рассказывает Владислав Исмагилов. — Во-первых, появляются товары в более низком ценовом сегменте, по качеству не сильно уступающие флагманам. Во-вторых, происходит смещение пользовательского интереса в сторону более дешевых товаров. Эти два тренда приводят к тому, что практически во всех категориях, которые мы рассматривали, средняя стоимость товаров падает».

Среди других популярных причин, почему люди покупают товары в интернете, — это то, что можно сравнивать цены и искать выгодные предложения, делать покупки в любое время и из любого места, читать отзывы о товаре других людей, не нужно никуда ехать, наконец, в интернет-магазине шире ассортимент и проще искать нужный товар. «Из особенностей, которые мы выделяли в Сибири, здесь большая часть аудитории доверяет чужим отзывам, что сильно влияет на их решение о покупке», — отметил Владислав Исмагилов.

Динамика онлайн-заказов с разных устройств

 

Сложные и легкие

Чаще всего жители Сибири покупают в интернете смартфоны и другие гаджеты, одежду и обувь, косметику и парфюмерию, игрушки и товары для хобби, аксессуары и мелкую бытовую технику. «Смартфоны и планшеты большинство сибиряков предпочитают покупать в Китае. А вот одежду, обувь и косметику они чаще приобретают в российских онлайн-магазинах», — отмечает руководитель службы аналитики Яндекс.Маркет Владислав Исмагилов. В Сибири более востребована по сравнению с остальной Россией покупка через интернет комплектующих и аксессуаров для автомобиля.

«В целом по России доля e-commerce в «Связном | Евросети» достигла 25 процентов от совокупного объема продаж, — комментирует директор по электронной коммерции объединенной компании «Связной | Евросеть» Андрей Полончук. — Применительно к Сибири онлайн-продажи составляют чуть меньше — около 20 процентов. Но в целом Сибирь вторит общероссийскому тренду на рост доли интернет-продаж в нашем общем обороте».

К «сложным» категориям товаров на рынке e-commerce, в которых важен офлайн-опыт, эксперты относят мебель, осветительные приборы, интерьерные товары, электронику (видео, аудио, фото), телевизоры, мелкую бытовую технику для дома, товары для строительства и ремонта. Тем не менее, продажи и этих товаров через интернет активно растут. Так, группа «М.Видео — Эльдорадо» по итогам девяти месяцев 2018 года зафиксировала рост онлайн-продаж вдвое выше рыночного уровня — +58%. При этом доля e-commerce в общем обороте компании увеличилась за год с 15,7% до 20%. Интернет-продажи ритейлера в сибирском регионе росли еще активнее — +80%. «Положительная динамика обусловлена эффективностью омниканальный модели, когда покупатель может заказать товар онлайн и забрать его в магазине, предварительно обдумав покупку», — объясняет Валерия Андреева.

 

Быстрые и дешевые

Самый популярный способ получения онлайн-покупки в Сибири, отмечают участники рынка, — самовывоз. На втором месте — доставка через Почту России, на третьем — с курьером. Эту тенденцию в Яндекс.Маркете объясняют неудобством для большинства людей подстраиваться под график курьера. Многие сибиряки предпочитают забирать товар по пути домой или на работу. «Люди стали чуть менее вариативны. Если они выбрали, какой-то удобный им формат доставки, они, как правило, пользуются им и особо не экспериментируют», — говорит Владислав Исмагилов. Среди всех акций, которые предлагают интернет-магазины, жители СФО больше всего ценят бесплатную доставку. Особенно привлекает она жителей Красноярска. На втором месте — бонусы и кешбэк, на третьем — скидки на товары.

А вот в форме оплаты онлайн-покупок предпочтения сибиряков в этом году заметно изменились. Впервые предоплата банковской картой обошла оплату наличными в момент получения товара, констатируют в Яндекс.Маркете. Банковской картой жители округа оплачивают 56% всех покупок. И только 33% приходится на оплату наличными. Однако в Красноярске самый популярный способ расчета — наличные, а в Новосибирске предоплата картой и оплата наличными примерно одинаково популярны, отметили в GFK.

По мнению экспертов и участников рынка, организация доставки и хранения товаров, купленных через интернет, в России находится на низком уровне. Игрокам не хватает объемов продаж, чтобы услуги оказывались быстрее и были для бизнеса дешевле. Но в самое ближайшее время ситуация должна измениться. В частности, Яндекс.Маркет заявил о планах войти на рынок хранения интернет-покупок и стать здесь одним из ведущих игроков. Первым делом компания планирует открыть логистические центры в городах-миллионниках.

«Сейчас в России существуют несколько десятков компаний, способных доставить что-то из точки А в точку Б. Мы стараемся дружить со всеми ними и предлагать пользователю какой-то оптимальный формат по стоимости, срокам и другим опциям, которые ему необходимы. По мере развития на этом рынке: наши профессиональные компетенции по доставке и хранению будут расти», — прокомментировала представитель Яндекс.Маркет Полина Упитис.

Динамика визитов на сайты интернет-магазинов, сентябрь 2017 – сентябрь 2018

 

Уступи дорогу

Сейчас Россия занимает 11 строчку в мире по развитию e-commerce, доля электронной торговли здесь составляет не более 5% против 15% в Великобритании или 20% в Китае. То, что этот рынок в ближайшие годы ожидает стремительный рост, ни у кого из экспертов не вызывает сомнений. Например, в уходящем году рынок онлайн-торговли в стране вырос на 20%. «Среди лидирующих рынков мира мы — один из самых быстрорастущих», — констатирует Владислав Исмагилов.

По прогнозам американского банковского холдинга Morgan Stanley, к 2024 году рынок e-commerce вырастет более чем в два раза — до 3,5 трлн рублей. И консолидация вокруг крупнейших игроков, прежде всего, совместных предприятий, созданных с участием Яндекса и Mail.RuGroup, будет этому способствовать. Таким образом, России американцы предрекают повторение опыта ведущих стран. Например, на долю четырех топовых онлайн-ритейлеров в США приходится 63% рынка, в Китае — 84%, а в России — 27%.

Жертвами глобализации станут сотни независимых интернет-магазинов, которые будут вынуждены уйти с рынка, предсказывают эксперты. «Рынок e-commerce с каждым годом становится все более конкурентным в России и Сибири. Появляется больше сильных игроков, способных генерировать большое количество трафика. За счет развития аналитических возможностей игроки с каждым годом все лучше сегментируют клиента, точнее попадая в свою целевую аудиторию», — считает Андрей Полончук из компании «Связной | Евросеть». По его мнению, огромный потенциал для взрывного роста рынка заключается в качественном осмыслении новых технологий и усовершенствования логистических цепочек.

«Среди главных факторов роста можно выделить увеличение мобильного трафика, распространение онлайн-технологий оплаты и движение в сторону большей персонализации на основе технологий искусственного интеллекта», — считает представитель группы «М.Видео — Эльдорадо» Валерия Андреева.

 

Выводить на главной: 

Похожие статьи: