BPM: от описания бизнес-процессов к их оптимизации

15 ноября 2018

BPM: от описания бизнес-процессов к их оптимизации

Игорь Степанов
Эксперт-Сибирь

Чем крупнее бизнес – тем сложнее его система управления, внутренняя организация, документооборот. И при отсутствии должного к ним внимания многократно возрастают риски принятия ошибочных решений, появления неконтролируемых расходов и, в конечном итоге – падения конкурентоспособности самого бизнеса.

Ответом на эти вызовы роста стало появление Business Process Management (BPM)-систем – информационного продукта, позволяющего полноценно и качественно описывать и измерять бизнес-процессы ,выстраивая на этой основе их оптимальную – эффективную и прозрачную – структуру.

 О настоящем и будущем BPM-систем, сферах их применения рассказывает  вице-президент компании ELMA Виталий Пономарев.

— Виталий, как ваша компания появилась на столь непростом сегменте рынка информационных систем?

— В начале двухтысячных годов было немало продуктов, позволяющих так или иначе описывать бизнес-процессы крупных предприятий. И нам стало ясно, что это уже пройденный этап, надо двигаться дальше – в направлении измерения параметров бизнес-процессов, возможности их трансформации и оптимизации. Но когда мы вышли на рынок с идеей такой автоматизации, это стало для всех буквально «новым словом». Первая версия продукта «ELMA» нами была создана в 2008 году — тогда про BPM не знал никто, так что мы оказались примерно на  пять лет впереди рынка.

И первые компании, которые начинали внедрять наши разработки — это настоящие пионеры рынка, которые хотели быть впереди всех в своём сегменте и понимали  необходимость совершенствования своих процессов.

Со временем пришли западные вендоры, другие компании — начала формироваться среда экспертов, которая понимает и принимает новый подход в части эволюции бизнес-процессов. Но в России мы действительно были первыми.

 — Как сегодня BPM проникает в отечественный бизнес ? Демонстрируют ли российские и в частности новосибирские предприниматели зрелость, готовность к процессной трансформации?

 — Определенное понимание рынком возможностей BPM-систем начало появляться в начале 2010-х годов, и через пару лет, примерно к 2012-му году, оно полностью сформировалась. BPM-система стала трендом в хорошем смысле этого слова.  Сегодня бизнес не просто понимает необходимость таких систем для своего развития — он востребует их.

Безусловно, локомотивом внедрения BPM сегодня выступает Москва — там больше концентрация бизнеса. Но сейчас заинтересованность во внедрении BPM-систем очень велика и в регионах — мы чувствуем это по обратной связи, которую получаем во время региональных конференций, встреч с бизнесменами.

У Новосибирска, одного из центров машиностроения в России, есть очень большой потенциал роста, в том числе — за счет совершенствования бизнес-процессов на предприятиях . И мы чувствуем неподдельный интерес к BPM-системам у сибирских предпринимателей. Плюс к этому у нас есть определенная сложившаяся практика их внедрения и эксплуатации – использование наших разработок и опыта может быть полезным Новосибирску.  

— Как, на ваш взгляд, выглядит структура основных потребителей BPM в России — по отраслям и масштабам бизнеса?

 — Я уже упоминал в этом ключе машиностроительные предприятия. А если говорить в общем, то наши ключевые заказчики — это компании, которые работают в высококонкурентной среде, где выстроенность внутренних процессов максимально помогает развитию бизнеса. Это и машиностроение, и финансовая отрасль, и розничные сети — всё, где есть  большой производственный и распределенный процесс, где реализуется примерно однотипный продукт. При такой структуре в некоторый момент стоимость затрат на back-office становится критичной, и тот, кто делает бизнес с использованием процессного подхода тот и выигрывает. Потому что с помощью систем BPM стоимость затрат хорошо считается и оптимизируется.

А для чего сегодня руководителю –— владельцу бизнеса, председателю правления, топ-менеджеру — надо вникать в происходящие процессы? Является ли BPM-система инструментом высшего руководства?

   — Здесь очень многое зависит от того, как идеологически выстроена на предприятии система управления, делегирования полномочий. Безусловно, реальную ценность BPM-система может принести любому владельцу бизнес-процесса, вплоть до самого высокого уровня. Но всё зависит от степени вовлеченности топ-менеджмента в процесс управления предприятием. И если действительно руководство заинтересовано в развитии бизнеса — оно может эффективно участвовать в процессе. Система дает для этого все возможности, позволяя отслеживать качество исполнения любой поставленной бизнес-задачи, обеспечивает полную прозрачность происходящих процессов для топ-менеджмента и собственников.

— Как вы видите развитие рынка BPM-систем в России в ближайшие годы? Какие технологии появятся, приобретут актуальность?

 — Думаю, многое будет развиваться с использованием технологий искусственного интеллекта –— уже есть самобучаемые системы, которые осваивают предыдущий опыт, анализируют его и позволяют делать процессы ещё более эффективными. По сути, это системы искусственного разума.

Мы возлагаем большие надежды на интеграцию с роботизированными RPA-системами — мне кажется, что ближайшие годы пойдут под эгидой как искусственного интеллекта, так и роботизации. Голосовое управление – уже привычное и нравящееся людям – станет еще удобнее и востребованнее с использованием технологии искусственного интеллекта и машинного обучения. У нас уже есть проекты по интеграции с подобным системами.

— И напоследок: что рынку в будущем ждать от продукта ELMA?

— Будем все больше и больше развивать практику внедрения и эксплуатации. Будущее — это бесценный агрегированный опыт, который востребован очень многими. Мы будем двигаться в сторону интеграции с существующими и перспективными продуктами. Интеграционный потенциал  ELMA практически неисчерпаем — уверен, в бизнесе наша система станет движущей платформой в инфраструктуре бизнеса.

Выводить на главной: 

Похожие статьи: