Усидеть на стуле

26 августа 2015

Усидеть на стуле

Своевременный ребрендинг, запуск собственной розничной сети и инвестирование в высокотехнологичное оборудование позволили «Бийской мебельной фабрике» сохранить предприятие, основанное еще в шестидесятые

Своевременный ребрендинг, запуск собственной розничной сети и инвестирование в высокотехнологичное оборудование позволили «Бийской мебельной фабрике» сохранить предприятие, основанное еще в шестидесятые.

Пример мебельной фабрики в Бийске (Алтайский край) отнюдь не подтверждает распространенного мнения о том, что промышленное наследие советского периода обречено на разруху или незавидное выживание.

«Бийская мебельная фабрика» (работает под брендом «RADO Мебель») основана в 1960 году, в период развития оборонного комплекса в Бийске. В то время, за счет активного привлечения в город рабочей силы, динамично увеличивались объемы строительства жилья, и, как следствие, возникла острая потребность в мебели. В 1951 году было начато строительство фабрики с проектной мощностью 3 млн рублей продукции в год и численностью 235 человек, а через девять лет, в апреле 1960 года, предприятие запустило производство корпусной мебели, в том же году выпустив продукции на 359,1 тыс. рублей. Еще через девять лет хозспособом было запущено дополнительное производство — фанерное, мощностью 8,5 тысяч кубометров шпона в год.

 В советское время фабрика гремела на весь Советский союз. Даже сейчас в некоторых домах новая мебель, произведенная бийской фабрикой, соседствует с той, которую сделали в доперестроичный период.

Сейчас предприятие развивает четыре производственных направления: серийное производство корпусной мебели, изготовление мебели на заказ, производство гнутоклеенных изделий из березового лущеного шпона и металлотрубной мебели.

 «В 2008 году руководством компании было приятно решение начать полную модернизацию производства, — рассказывает генеральный директор и один из акционеров ЗАО «Бийская мебельная фабрика» Олег Никитанов. — Был разработан пятилетний план развития, в том числе поставлена очень амбициозная цель — стать одним из лидеров среди производителей корпусной мебели Сибирского федерального округа». В это же время компания обзавелась собственным брендом — «RADO Мебель».

Олег Никитанов пришел на предприятие в 1987 году простым станочником, а в 2001 году был назначен руководителем компании, и вскоре инициировал процесс преобразования «Бийской мебельной фабрики» в рыночно ориентированное предприятие. Сейчас торговые представительства компании открыты во многих городах Сибири и Дальнего Востока, также фабрика развивает сотрудничество с Казахстаном. Численность персонала насчитывает 400 человек, из них многие, как и Никитанов, работают на предприятии больше 30 лет.

Попасть в процент

Российский рынок мебели отличается высокой концентрацией, 10 крупнейших предприятий выпускают более 50% всего объема отечественной мебели. При этом доля России в мировом производстве мебели за период с 2000 по 2013 годы составила менее 1%, а доля импорта — всего 1,5%. Для сравнения, доля США в мировом производстве мебели оценивается в 27%, Италии, Японии, Германии — 9%, Китая — 7%, Канады, Великобритании, Франции — 4%. Такие данные приводит Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России. По статистике Минпромторга РФ, потребление мебели в России за последние семь лет увеличилось более чем в два раза, и сегодня емкость этого рынка в стране оценивается в 7 млрд рублей.

Очевидно, что состояние отрасли производства мебели в стране оставляет желать лучшего. «Более 47% представленной продукции — это импорт. Мебельная индустрия является частью лесопромышленного комплекса, но темпы ее роста (1–2%) заметно меньше, чем у всего комплекса в целом (4–5%), сообщал ранее замминистра промышленности и торговли РФ Георгий Каламанов.

Помимо прочего, сложная экономическая ситуация может неоднозначно сказаться на отрасли. С одной стороны, российская мебель может выиграть по ценовому параметру, учитывая рост курса евро и доллара. С другой — многие производители столкнутся с проблемой закупки оборудования, комплектующих, фурнитуры и текстиля.

«Кризис, несомненно, отразился на всей мебельной отрасли, и на нашем предприятии в том числе, — говорит Олег Никитанов.Сегодня наблюдаются отсрочки платежей, увеличилась стоимость материалов, запчастей для оборудования, при этом повлиять на происходящие процессы, к сожалению, невозможно, — сетует Никитанов. — Сейчас многие производители стоят перед выбором: не повышать цены на продукцию, при этом потерять часть прибыли, но сохранить репутацию, или наоборот».

Немец правит

«Практически все оборудование на фабрике немецкое — говорит технолог мебельного производства Алексей Габайдулин, показывая производственную площадку. — Связано это с тем, что законодателями моды в оборудовании для изготовления мебели и работы со шпоном, фанерой, массивом являются именно немцы, так уж сложилось. А вот итальянцы диктуют свои правила в обработке стекла».

«Помимо высокой производительности новое оборудование — это точная геометрия изделий, качество склейки кромочного материала, а также точность присадки крепежных отверстий, продолжает Габайдулин. — Все выполняется на станках с числовым программным управлением. Точность сборки, точность сверления и точность размеров всех щитовых элементов уже заложена в компьютерные программы».

Процесс замены оборудования пришелся на кризис 2008 года. Тем не менее, руководство компании не приостановило этот процесс, а напротив — попыталось с выгодой использовать это время. «Кризис, конечно, тормозил работу предприятия, но при этом заставил искать пути выживания, пути устранения тех недостатков, которые мешают предприятию безболезненно переживать периоды экономической нестабильности в стране», — убежден Никитанов. Как рассказывает руководитель компании, на тот момент другого пути, кроме как кардинально меняться, не было, в противном случае предприятие бы безвозвратно вылетело с рынка. Новое оборудование приобрели в основном на заемные средства, только 20% были личными вложениями акционеров.

Сегодня производственные и складские площади фабрики занимают около 30 тыс. кв. метров. Изготовление мебели, как и любое другое производство, имеет несколько технологических этапов. «Рождение» шкафа, стола или комода начинается с раскройки. Из большой деревянной плиты выкраиваются отдельные детали. Их нарезка происходит, по заранее заданной на специальном технологическом оборудовании, программе. Причем импортное оборудование позволяет кроить не на одном листе, а сразу на нескольких — пакетом из пяти–шести листов. Можно делать большие детали (двери, стенки и так далее) быстро и в требуемом количестве. Также на фабрике есть станки для раскроя и с ручной загрузкой по одному листу, но они предназначены для «допила» дополнительных небольших деталей — задних стенок, ящиков, небольших дверок. В производстве используются такие материалы, как ЛДСП, МДФ, ХДФ, которые поступают на фабрику уже с финишной отделкой. Среди поставщиков сырья — небольшие алтайские компании, а также томский завод «Томлесдрев».

После распила детали поступают в цех дальнейшей обработки. Там на них наносят кромку. «Летом 2014 года фабрика закупила новый станок, который наклеивает кромку сразу с четырех сторон, — рассказывает технолог предприятия, ведя нас в следующий цех фабрики. Далее, на подготовленные детали нужно нанести необходимые отверстия. Технология нанесения отверстий на прямоугольные детали, и на криволинейные — разная. Если есть деталь не стандартной формы, то ее обрабатывают на специальном станке. «Станок «захватывает» форму специальными подушечками, которые удерживают деталь с помощью вакуума, — продолжает посвящать в производственный процесс Алексей Габайдулин. — Это универсальное технологическое оборудование. Таких станков на фабрике шесть, причем три из них могут выполнять на деталях рисунок в трехмерной плоскости».

После этого, на полностью подготовленные составные части будущего изделия, наносят пленку, которая придает корпусной мебели цвет и текстуру. На «Бийской мебельной фабрике» в основном используется пленка китайского производства, как пояснили в «пленочном цехе» — она оптимальна по цене и качеству. В России пленку для мебели не делают, а итальянская слишком дорогая.

Заглядываем в цех по изготовлению и обработке деталей из стекла, после чего знакомимся с последним циклом в производственной цепочке — предпродажной упаковкой корпусной мебели. Мебель упаковывается вручную, основной материал — гофрокартон.

 «Мощность предприятия колеблется, — говорит Олег Никитанов. — Она зависит от многих факторов. В сложившихся экономических условиях выпускать большие объемы продукции смысла нет, а работать просто на склад — неправильно. Есть определенная складская программа, которая регулируется рынком». В среднем мощность предприятия находится в пределах 30 млн рублей в месяц, в ассортиментной линейке — больше 20 наименований.

Сделать и продать

«Сегодня рынок мебели перенасыщен, и очень тяжело найти свою нишу, — отмечает Никитанов. — Рентабельность 8–10%, но, скорее всего, она продолжит снижаться».

Вскоре после начала модернизации на фабрике осознали, что важной составляющей развития бизнеса является не только обновление производственных и технологических линий, но и полное функциональное преобразование системы сбыта, изготовляемой продукции. Компания пробовала торговать своей мебелью по всей России через торговых представителей, которые закупали товар и продавали в своих регионах. Такой метод продаж оказался не вполне эффективным, и с 2011 года компания начала развивать собственное розничное направление.

«Просто продавать готовые изделия через посредников оказалось невыгодно, — рассказывает Никитанов. — Очень важно правильно представить свою продукцию, а у обычного оптовика нет потребности этим заниматься. Для этого нужны знания, вкус и желани. Поэтому для выхода в розничную продажу в Сибирских регионах мы пошли по пути создания бренд-секций, где грамотно выставлен товар и есть необходимая рекламная продукция».

Дизайнеры разрабатывали для каждого объекта индивидуальный проект. Это направление активно развивается с 2012 года, собственные магазины компании есть во многих городах СФО, в том числе в Барнауле, Новосибирске, Красноярске и Бийске.

В новых экономических условиях Минпромторг РФ разрабатывает меры по поддержке мебельной промышленности. Одно из рассматриваемых нововведений — преференции при госзакупках мебели. Отечественные производители смогут рассчитывать на преференцию в 15% по цене по сравнению с иностранными компаниями. «Такая мера позволит увеличить загрузку производств отечественных предприятий мебельной промышленности с 50 до 70%, — сообщил директор департамента химико-технологического и лесопромышленного комплекса Минпромторга РФ Владимир Потапкин. Кроме этого, министерство изучает возможность полного запрета государственных закупок иностранной мебели. Сами представители мебельной отрасли затрудняются спрогнозировать, насколько это улучшит их положение.

 Помимо производства мебели Бийская фабрика развивает фанерное производство

 «Местечковая» мода

Кроме серийного производства на Бийской фабрике действует цех экспериментальной и заказной мебели, где работают мастера с индивидуальными заказами. Разработкой новинок занимается своя дизайнерская группа в составе восьми человек. Помимо разработки новых видов продукции они также пишут программы для производственного цикла и изучают новые тенденции в производстве мебели.

Если законодателем моды в мебельном производстве является Германия, то новые дизайнерские решения, направления модных текстур разрабатывает в основном Италия. Тем не менее, главные модные тенденции в мебельном производстве представлены на немецких выставках. «Мода в мебели — это, как правило, изменение подходов и отношения к организации пространства, — рассказывает Олег Никитанов. Основные тенденции связаны с прагматическим подходом к мебели, наблюдается явная предрасположенность к минимализму. Не нужно ничего лишнего — главное найти новые технические решения, а также материалы, из которых будет изготавливаться мебель и их текстура. Основные требования к мебели сегодня — удобство, практичность, динамичность и эргономичность», — подытоживает руководитель фабрики.

Однако последние модные разработки в мебельном производстве и дизайне не всегда приживаются в сибирских регионах. В отрасли укоренилось понятие «региональная мода», предрасположенность к определенным тенденциям, так называемые местечковые предпочтения. «Такая особенность присутствовала всегда: то, что нравится потребителю в европейской части страны, может значительно хуже продаваться и понимается в Сибири и Дальнем востоке, и наоборот, — уточняет Никитанов. — Тем не менее, мы следим за модными мировыми тенденциями, регулярно посещаем выставки в Германии, и пытаемся адаптировать новые веяния для российского потребителя».

 

Лопата для австрийца

Помимо производства мебели Бийская фабрика развивает фанерное производство.

— А почему гнилым деревом пахнет? — интересуемся у начальника фанерного производства Александра Гаршина.

— Потому что бревна, в нашем случае березу, прежде чем разлущить, нужно вымочить в горячей воде, соответственно, должен пройти процесс брожения, — улыбаясь, отвечает Гаршин.

 «После вымачивания лес подают на лущильные станки, на нем происходит сначала окаривание, то есть убирается грязь и снимается кора, а потом моментально выходит тонкий лист. Бревно как бы раскручивается по спирали, шпон разматывается и подается на транспортер, а потом листы шпона сначала сушатся в специальных секциях, после чего нарезаются на форматных ножницах», — перекрикивая производственный шум, рассказывает Александр Гаршин. Фанера идет как на продажу, так и для собственных нужд, дело в том, что «Бийская мебельная фабрика» вдобавок к корпусной мебели изготавливает также гнутоклеенные изделия, производство которых уникально не только для Алтайского края, но и для всей Сибири.

Гнутоклеенные детали из березовой фанеры, производимые фабрикой более 11 лет, сейчас экспортируются в страны западной Европы. Объем экспортной составляющей продукции составляет 60% от общего объема производства гнутоклееных деталей. Удивительно, что среди экспортируемой продукции компании — деревянные лопаты, причем основной покупатель — Австрия. Видно, что-то особенное находят австрийцы в бийских лопатах. 


Похожие статьи: