Равнение на середину

26 августа 2015

Равнение на середину

Новые экономические реалии продемонстрировали, что компании сегмента среднего бизнеса гораздо лучше реагируют на изменившиеся условия работы. Они, как правило, обладают большей мобильностью и быстрее приспосабливаются к рыночным переменам.

Еще в апреле прошлого года в банке ВТБ было принято решение о создании глобальной бизнес-линии «средний бизнес», к которому отнесены компании с выручкой от 300 млн руб­лей до 10 млрд руб­лей в год. В России насчитывается несколько десятков тысяч таких компаний, при этом большинство из них работают на рынке уже 10–15 лет. Опыт банка показал, что, как правило, собственники таких фирм сами участвуют в управлении бизнесом и заинтересованы в поиске постоянного стратегического финансового партнера, а не в получении разового банковского продукта.

«В нынешних условиях сегмент среднего бизнеса стал еще более перспективным, — отмечает член правления банка ВТБ Чаба Зентаи. — Сложности, которые наблюдаются в экономике страны, не слишком влияют на этот сегмент, потому что компании обладают достаточно большим капиталом, чтобы пережить трудности на рынке, но при этом они не такие неповоротливые, как крупные игроки, а значит, быстрее реагируют на любое изменение рынка».

Чаба Зентаи

Как рассказал заместитель президента-председателя правления банка ВТБ Михаил Осеевский, в целом кредитный портфель среднего бизнеса в группе ВТБ, который включает в себя объем выданных средств предприятиям, обслуживающимся в банке ВТБ и в Банке Москвы, составляет 550 млрд руб­лей, и с начала года, несмотря на непростую ситуацию в российской экономике, он не снижается. «Мы исходим из того, что во второй половине года этот портфель начнет расти, поэтому в целом средний бизнес, как нам представляется, окажется лучше рынка в целом», — добавляет эксперт.

Михаил Осеевский

Ключевые колебания

После принятия решения ЦБ об увеличении ключевой ставки до 17% спрос на подорожавшие ресурсы резко упал. Как отмечают банкиры, кредитные аппетиты клиентов менялись вместе с ситуацией — в январе, например, спад усилился, в феврале–марте стал прослеживаться рост спроса на кредитование, но востребованы были исключительно «короткие» деньги. В апреле и, особенно, в мае процентные ставки немного опустились, соответственно, вернулся спрос на инвестиционные кредиты. «Отмечу, что подход к рискам в целом остался прежним, — говорит Чаба Зентаи. — Конечно, из-за того, что процентные ставки резко выросли в декабре, все банки были вынуждены пересчитать ту долговую нагрузку, которая терпима для клиентов среднего бизнеса, так как слишком высокие проценты отвлекают денежные средства от погашения основного долга. Тем не менее, вслед за Центробанком, который планомерно ведет курс на снижение ставки, мы также понижаем ставки для наших клиентов и постепенно возвращаемся к тому режиму работы, который был еще год назад».

Об этом же говорит и руководитель дирекции банка ВТБ в Новосибирске Олег Павликов. Он добавляет, что ситуация в секторе кредитования корпоративных клиентов постоянно меняется вслед за рынком: «Если в начале года компании брали ресурсы исключительно на поддержание ликвидности или решение текущих задач, то сегодня, в связи со снижением ставок, мы наблюдаем увеличение спроса на кредитование для дальнейшего развития бизнеса. Цифры говорят сами за себя: за апрель–май рост портфеля клиентов среднего бизнеса в банке ВТБ в Новосибирске составил около 12 процентов».

Олег Павликов

Особые потребности

Сегодня бизнес заинтересован в минимизации рисков, сокращении издержек, получении дополнительного дохода. Растет потребность в особых решениях, которые предлагают сегодня финансовые структуры.

Одно из наиболее популярных среди российских компаний предложений в последнее время — централизация казначейских функций. Часто клиентами банков становятся холдинговые структуры, однако эффективно управлять финансами в рамках сложноструктурированной организации весьма непросто. В этом случае актуальным становится банковское предложение Расчетный центр клиента (РЦК), с помощью которого казначейство холдинга может оперативно управлять ликвидностью и перераспределять средства внутри группы. «Расчетный центр клиента — одна из тех функций, которые мало кто предлагает на российском рынке, — рассказывает Чаба Зентаи. — Исторически так сложилось, что наш банк является одним из немногих, предлагающих эту услугу. — К тому же, ВТБ — единственный российский банк, имеющий полноценный филиал и лицензию в Китае. Филиал банка в Шанхае является маркет-мейкером в прямых транзакциях «рубль–юань». Это означает, что больше половины расчетов по всей стране, которые производятся между китайскими и российскими партнерами, минуя доллар, проходят через китайский филиал ВТБ,— пояснил член правления ВТБ. — Что касается прямых расчетов в руб­лях на территории Китая, то доля банка ВТБ составляет более 50 процентов. Если у российской компании есть китайский партнер, то выгоднее, быстрее, проще и прозрачнее рассчитываться в руб­лях или юанях, нежели в долларах или любой другой валюте».

В кредитной политике изменений не произошло. На положительное решение о кредите могут рассчитывать представители компаний любых отраслей, имеющие прозрачную стратегию развития, заверяют в банке.

Среди направлений, обладающих высоким потенциалом развития, в ВТБ выделяют компании, которые обслуживают госзаказы, предприятия, участвующие в реализации программ по импортозамещению. Перспективными сферами деятельности финансисты считают пищевую и текстильную промышленность, сельское хозяйство, IT, машиностроение.

Регио­нальный разрез

Как отмечают эксперты, столичный рынок кредитования более конкурентный, чем регио­нальный, однако в регионах сильнее выражена отраслевая специфика. «С одной стороны, работа в регионах мало чем отличается от столицы, с другой — нюансы все же есть, — отмечает Чаба Зентаи. — Типичный разговор в регионах начинается с вопроса: а у вас какие ставки? В Москве этот же разговор начинается с вопроса: как быстро вы можете утвердить кредит? Это уже показатель того, что в Москве скорость принятия решения намного важней, чем в регионах». Что касается отраслевой специфики, то, к примеру, на Юге, или на Урале, в Сибири, или на Дальнем Востоке разные отрасли требуют разных условий, разных банковских продуктов.

В условиях сегодняшнего дня можно выделить целый ряд компаний, которые получили дополнительные возможности для развития. Падение объемов бизнеса на одном направлении дает дополнительные преимущества представителям других. И среди новосибирских компаний таких примеров несколько. «Рост валютного курса привел к повышению цен на продукцию и снижению покупательской активности, но при этом у нас увеличился спрос на услугу покупки товаров в рассрочку, — рассказывает финансовый директор ГК «Обувь России» Елена Агеева. — Сегодня в магазинах «Обувь России» до 65 процентов покупок совершается в рассрочку. Стоит отметить, что вырос спрос наших клиентов на микрозаймы в условиях, когда многие уменьшают выдачи потребительских кредитов населению». Несмотря на кризисные явления в экономике, «Обувь России» продолжает активно сотрудничать с банками: в феврале банк ВТБ открыл ГК «Обувь России» возобновляемую кредитную линию на 500 млн руб­лей сроком на три года. Однако в связи с нестабильной ситуацией в российском финансовом секторе компания все же была вынуждена пересмотреть инвестпрограмму по развитию розничной сети на этот год — было сокращено число планируемых к открытию магазинов, проведена оптимизация затрат, увеличена доля высокомаржинальных сопутствующих товаров в ассортименте.

Исполнительный директор группы компаний «Посуда-Центр» Игорь Васюков констатирует, что несмотря на трудности, основным финансовым инструментом для развития компании на рынке все же остается кредитование. «Да, с декабря по март были сложности. Лимиты были заморожены, увеличить их возможности не было. Но после снижения ключевой ставки ситуация изменилась, и для нас она становится только лучше, возможно, и в силу нашего высокого рейтинга в банках, в которых мы обслуживаемся. Рискованными сегодня, с учетом высокой волатильности валютного рынка, стали сделки опционные и форвардные. От них мы отказались. А все остальные остались. Совместно с нашими банками-партнерами сейчас прорабатываем ряд новых продуктов». Напомним, в конце 2014 года банк ВТБ предоставил компании «Посуда-Центр сервис», входящей в ГК «Посуда-Центр», заем в размере 500 млн руб­лей сроком на год.

Настрой новосибирского бизнеса на дальнейшее развитие, безусловно, есть. Активно развиваются дополнительные сервисы ГК «Обувь России». Это и собственные платежные инструменты, продажа дополнительных продуктов на своей территории, таких, как, например, услуг по страхованию. Активно развивают свою географию, в том числе и за счет появившихся хороших возможностей по аренде площадей и снижению конкуренции, в «Посуда-Центре». Все это позволяет компаниям повысить продажи и прибыль компании, банкирам — с уверенностью смотреть в будущее. «В начале года мы заявляли, что считаем рост бизнеса порядка 10–15% при сохранении качества портфеля вполне достижимым ориентиром. Фактически, этого темпа роста мы уже достигли, — говорит Олег Павликов. — Рост объемов кредитования во втором квартале произошел и за счет привлечения новых клиентов, и за счет роста объемов кредитования в рамках уже сложившихся партнерских отношений. С начала года по сравнению с данными за пять месяцев 2014 года количество новых клиентов, которых мы кредитуем, выросло на 30 процентов», — подытожил руководитель дирекции банка ВТБ в Новосибирске.

 

 


Похожие статьи: