Каско: Берегись автомобиля

28 марта 2016

Каско: Берегись автомобиля

Оксана Павлова
Эксперт-Сибирь

Рынок каско в Сибири просел на 24%, предпосылок для улучшения ситуации в 2016 году нет Снижение доходов населения, уменьшение числа сделок по покупке автомобилей и небывалый размах мошенничества стали причинами очередного обвала на рынке автострахования в Сибири. Под удар попало каско — именно здесь отмечено наибольшее падение. Сократилось число заключаемых договоров и по ОСАГО, впрочем, прошлогодняя корректировка тарифов по этому виду страхования позволила снизить убыточность сегмента. Неудачный год для каско Рынок автострахования переживает не лучшие времена — жесткий кризис 2014 года в сегменте ОСАГО сместился в 2015 году в сторону каско. Число заключенных договоров по каско в прошлом году в регионах Сибири сократилось на 20%, сборы снизились на 24% и составили 8 млрд руб¬лей. Как отмечают в Сибирской Межрегио¬нальной Ассоциации Страховщиков (СМАС), лидером падения стала Новосибирская область — сборы по каско уменьшились на 31%. В Кемеровской области и Красноярском крае сокращение составило по 26%, а в Иркутской области — 22%. Меньше снизились сборы каско в Омской и Томской областях — 15% и 16% соответственно. В Сибирском федеральном округе каско сократилось сильнее, чем по России в целом, констатируют эксперты: по РФ в 2015 году рынок показал снижение на 16%, отмечают в «АльфаСтраховании». В 2015 году компания заключила в Сибири договоров по каско на 23,4% меньше, чем в 2014, и увеличила на 9% число договоров по ОСАГО. «Сегмент каско в Сибирском федеральном округе заметно просел, в среднем по округу сокращение достигает около 25–30%. В 2015 году мы пересмотрели политику андеррайтинга в каско, произвели корректировку тарифов и провели мониторинг высокоубыточных клиентов, чтобы улучшить качество портфеля. Все это отразилось на наших премиях по каско, которые оказались ниже, чем в среднем по СФО», — рассказала руководитель Дивизиона «Восток СГ УРАЛСИБ»Наталья Нехорошева. Впрочем, количество заключенных договоров ОСАГО в Сибири за прошлый год тоже сократилось — по данным СМАС, их стало меньше на 15% по отношению к 2014 году. Но несмотря на то, что число договоров уменьшилось, премии страховщикам возросли в целом по Сибири на 41% — всего собрано взносов на 24 млрд руб¬лей. «Это связано с увеличением тарифов — их рост в 2015 году составил 45%», — поясняет председатель правления СМАС Геннадий Плотников. «Корректировка тарифов по ОСАГО обеспечила рост сегмента на 68 млрд руб¬лей, именно благодаря этому страховой рынок сумел показать положительную динамику. ОСАГО стал точкой опоры страхового рынка в прошедшем году», — отмечает Наталья Нехорошева. Автомобили не для всех Основными факторами, повлиявшими на рынок автострахования, эксперты называют общее снижение доходов населения и сокращение количества сделок по продаже автомобилей.  «Продажи новых авто сократились, как следствие сократилось и количество договоров каско», — отмечает руководитель управления маркетинговых исследований и анализа «АльфаСтрахование» Александр Лильп. В 2015 году рынок новых легковых автомобилей в Сибири суммарно составил 86,4 тыс. штук — это на 47,2% меньше, чем в 2014 году, сообщили в аналитическом агентстве «АВТОСТАТ». Так, в прошлом году в Красноярском крае падение продаж новых легковых автомобилей составило 52,7% (до 15 тыс. штук), в Кемеровской области — 48,3% (до 14,9 тыс. штук), в Иркутской области — 45,5% (до 10,7 тыс. штук), в Новосибирской области — 43% (13,4 тыс. штук). Аналитики агентства отмечают, что снижение объемов продаж новых авто продолжилось и в 2016 году. Кроме того, стало меньше сделок по покупке автомобилей в кредит — существенно выросла доля машин, которые приобретаются сразу за наличные, говорит Геннадий Плотников. Это отразилось прежде всего на количестве договоров каско, которые нередко заключаются при покупке автомобиля в кредит. «В условиях непростой экономической ситуации в стране предприятия оптимизируют свои расходы. Как следствие — компании сокращают использование собственных транспортных средств в производственном процессе, некоторые полностью ликвидируют свои автопарки, переходя на услуги сторонних компаний-перевозчиков. Физлица также минимизируют свои затраты, связанные с использованием автомобилей — например, кто-то вместо двух автомобилей на семью сейчас использует один, кто-то реже стал пользоваться личным транспортным средством», — рассказывает о причинах снижения на рынке автострахования Геннадий Плотников. «Есть еще один важный фактор, — уверен эксперт. — Сейчас при возмещении ущерба по договорам ОСАГО расходы на запасные части при восстановительном ремонте определяются с учетом износа комплектующих (деталей, узлов и агрегатов). При этом на комплектующие не может начисляться износ свыше 50% их стоимости, а раньше страховщики считали до 80%. Износ уменьшился, а ответственность страховщика по ОСАГО выросла до 400 тысяч руб¬лей на каждое поврежденное автотранспортное средство, которое попадает в ДТП. Раньше она была в 3,5 раза меньше на один автомобиль, поэтому автовладельцы старались больше себя защитить, заключая договора каско. Все эти факторы существенно повлияли на количество заключенных в 2015 году договоров автострахования». «Добровольная «автогражданка» становится все менее востребованной из-за трехкратного увеличения страховых сумм по ОСАГО и повышения тарифов в ОСАГО», — говорит директор Новосибирского филиала АО «СОГАЗ» Ольга Гаенко. Больное место Одной из самых серьезных проблем автострахования участники рынка считают деятельность мошенников. «Те 15%, на которые снизилось количество договоров ОСАГО в Сибири за 2015 год, — прямое следствие увеличения числа фальшивых полисов на рынке и отказа автовладельцев от приобретения автостраховки вообще, — уверен Плотников. — Случаев мошенничества с полисами каско и ОСАГО стало заметно больше». В ГИБДД Новосибирской области отмечают, что за 2015 год установлено более 18 тыс. автовладельцев, не имеющих полисов ОСАГО. В 2014 году их было 5,5 тысяч. «Оценочно рынок поддельных полисов составляет от одного до четырех миллионов штук. В абсолютном количестве поддельных полисов первое место в России занимает Москва. Если же говорить о процентном соотношении фальшивых и реальных полисов, то есть регионы, где активность мошенников особенно высока — это Сибирь и Дальний Восток, — рассказывает заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов. — В условиях кризиса, учитывая, что средняя стоимость полиса в 2015 году составляла порядка 5 тыс. руб¬лей, а подделка стоит от 500 до 1,5 тысяч руб¬лей, желающих купить фальшивые полисы становится больше. Пока нельзя сказать, что мы побеждаем и мошенники прекратили выпускать поддельные полисы. Если мы исходим из того, что поддельных полисов было реализовано не менее миллиона штук, то недополученная премия для страховых компаний составила пять миллиардов руб¬лей. Это очень существенные деньги для рынка. Если же учитывать, что мошенники могли получить еще и выплаты по поддельным полисам, то убытки страховых компаний значительно выше этих 5 миллиардов».   Можно однозначно сказать, что подделка полисов и их сбыт — это хорошо налаженный бизнес, который приносит мошенникам огромные деньги, уверен руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров. Правда, по его словам, оценить объем денег, который проходит через них, очень сложно. «Во-первых, мы не видим картины по остальному рынку, во-вторых, конечная стоимость поддельных полисов очень отличается — кто-то продает их по сумме в районе тысячи руб-лей, кто-то умудряется гораздо дороже», — говорит он. «Не понимаю, чем руководствуется человек, приобретая фальшивый полис, — удивляется Плотников. — Повредив транспортное средство, например, стоимостью 1,5 миллиона руб¬лей, хотя бы частично можно перекрыть расходы по автостраховке. А с фальшивым полисом виновник ДТП в итоге может остаться не только без машины, но и без квартиры, учитывая высокую стоимость автомобилей». В Новосибирской области, по данным ГИБДД, в 2015 году зафиксировано более 67,7 тыс. ДТП с материальным ущербом (в 2014 году — более 30,2 тыс.). В СМАС отмечают, что в Сибири около 20% выплат по убыткам транспортных средств — с признаками страхового мошенничества. «Участились случаи искусственных столкновений, когда машина сознательно подводится автовладельцем под ДТП. Причем нередко такой «договор» о ДТП заранее «заключается» между двумя водителями», — рассказывает Геннадий Плотников. Еще один вид мошенничества, получивший распространение в последнее время, — «документальное» столкновение, которое по факту не происходило, зато отражено в документах. Используют элементы транспортных средств, ранее побывавших в ДТП — переставляют детали (фары, подушки безопасности, электронные устройства и т.д.) с одной машины на другую. «Все эти факторы, разумеется, влияют и на ситуацию на рынке, и на рост тарифов в целом», — отмечает эксперт. «На мой взгляд, существует четкая зависимость между распространением практики использования поддельных полисов и деятельности так называемых автоюристов, так как именно ее последствия привели к резкому подорожанию полисов в отдельных субъектах. В тех регионах, где деятельность юристов «процветает», а это Челябинская область, Краснодарский и Красноярский края, Татарстан, Пензенская, Томская области и другие, скорее всего, количество поддельных полисов неуклонно растет», — полагает Макаров. Темпы падения рынка замедлятся По оценкам СМАС, снижение рынка каско в 2016 году может составить еще порядка 10–12%. «Предпосылок для улучшения ситуации по каско нет, как она развернется в 2016 году, сейчас сказать сложно. Возможно, что падения не будет, но рынок останется на том же уровне», — предполагает директор Новосибирского филиала САО «ВСК» Екатерина Кирсанова. В «АльфаСтраховании» не исключают, что сокращение объемов каско в стране в целом не превысит 5%. «Снижение интереса к каско будет обусловлено в первую очередь общим снижением доходов населения. Люди меньше покупают автомобили, а взамен выплаченных кредитов не так активно берут новые. Поэтому страховые компании сейчас стараются предложить клиенту не только классические продукты каско, но и продукты с сокращенным покрытием (например, ремонт, только если ДТП произошло не по вине страхователя, или страховка только по риску «угон»)», — говорит Александр Лильп. «Развитие сегмента каско напрямую зависит от продаж новых автомобилей и объемов кредитования. Пока эти направления сокращаются, сегмент не сможет показать положительную динамику. В этом году негативные тенденции сохранятся, однако темпы падения рынка каско замедлятся: немного вырастут продажи автомобилей, и часть клиентов начнет приобретать сокращенные программы каско», — полагает Наталья Нехорошева. По ее оценкам, подогреть интерес клиентов к автострахованию смогут программы с бюджетосберегающими функциями. Директор Иркутского филиала АО «СОГАЗ» Оксана Якубова также полагает, что в текущем году сегмент каско продемонстрирует снижение сборов: «Сегодняшняя ситуация в экономике вынуждает экономить даже достаточно обеспеченных граждан. Чтобы снизить стоимость полиса, обеспечивая при этом защиту клиентам от крупных убытков, страховщики шире предлагают каско с франшизой, либо индивидуальный набор рисков, либо «усеченное» каско, при котором автомобиль страхуют только от угона и гибели. Также получает распространение «умное каско» с применением телематики». Говоря о перспективах развития сегмента ОСАГО, Наталья Нехорошева отметила: «В 2015 году частично убыточность сегмента удалось снизить, однако уже к середине 2016 года мы ожидаем, что эффект от повышения тарифов станет незаметным. Кроме того, стало понятно, что в Ульяновской, Челябинской, Ростовской, Волгоградской областях и Краснодарском крае текущие тарифы оказались недостаточными. При этом никак не решается проблема автоюристов. В некоторых регионах судебные издержки могут достигать 30–40% от объема выплат. В 2016 году, по нашему базовому сценарию, прирост сегмента ОСАГО составит примерно 8%, а объем превысит 230 млрд руб¬лей». «В 2016 году страховые компании будут очень внимательно следить за убыточностью по виду, ведь кроме повышения стоимости ОСАГО были увеличены и выплаты. В 2016 году уже будет видно, насколько новые тарифы убрали напряженность на рынке ОСАГО», — отметил Александр Лильп. В дальнейшем темпы роста сборов по ОСАГО снизятся, а вот выплаты будут расти, так как урегулирование страховых случаев будет проходить уже с повышенными лимитами ответственности, считают в АО «СОГАЗ». «Темп роста выплат в ОСАГО опередил темпы роста сборов: если сумма премий выросла на 46%, то выплаты увеличились на 48% до 1,8 миллиардов руб¬лей, притом что выплаты будут расти и впредь», — приводит данные Оксана Якубова. В СМАС не исключают 10% роста количества договоров по ОСАГО в текущем году. «Это связано, в том числе, с тем, что Российская ассоциация автостраховщиков с июля текущего года будет менять полисы на более защищенные от подделок. Будут приняты меры и со стороны МВД по контролю наличия достоверных полисов. Это позволит стабилизировать ситуацию по ОСАГО», — говорит Геннадий Плотников. «Планируется полностью обновить бланки ОСАГО, существенно усилив степень их защиты — будет заменен цвет, водяные знаки, будет другая бумага», — рассказывает Сергей Ефремов. Уровень защиты новых бланков полисов ОСАГО будет сопоставим с уровнем защищенности денежных знаков. Это позволит вывести из обращения поддельные полисы, а также усложнит возможность изготовления нового фальсификата, уверены в РСА. Однако участники рынка полагают, что замена полисов не сможет решить проблему окончательно. «Это сдержит мошенников только на время. Реальным решением может стать развитие электронного ОСАГО, которое можно приобрести только на сайте страховой компании или ее партнера и подлинность которого сотрудники ГИББД проверяют через он-лайн базу РСА», — говорит Наталья Нехорошева. «Проблема мошенничества на рынке автострахования требует системного решения. Мы не ограничиваемся только введением новых бланков полисов. Мы исходим из того, что активность продажи электронных полисов значительно вырастет и бумажные полисы постепенно начнут уходить с рынка», — согласен Сергей Ефремов. Он отметил, что пока речь не идет о том, что электронные полисы будут обязательными, но не исключил, что это может стать перспективой ближайших пяти лет. Таблица 1 Объемы выплат и сборов по договорам КАСКО и ОСАГО в регионах Сибири Таблица 2 Рынок новых легковых автомобилей в регионах Сибири (шт.)

Рынок каско в Сибири просел на 24%, предпосылок для улучшения ситуации в 2016 году нет

Снижение доходов населения, уменьшение числа сделок по покупке автомобилей и небывалый размах мошенничества стали причинами очередного обвала на рынке автострахования в Сибири. Под удар попало каско — именно здесь отмечено наибольшее падение. Сократилось число заключаемых договоров и по ОСАГО, впрочем, прошлогодняя корректировка тарифов по этому виду страхования позволила снизить убыточность сегмента.

Неудачный год для каско

Рынок автострахования переживает не лучшие времена — жесткий кризис 2014 года в сегменте ОСАГО сместился в 2015 году в сторону каско. Число заключенных договоров по каско в прошлом году в регионах Сибири сократилось на 20%, сборы снизились на 24% и составили 8 млрд руб­лей.

Как отмечают в Сибирской Межрегио­нальной Ассоциации Страховщиков (СМАС), лидером падения стала Новосибирская область — сборы по каско уменьшились на 31%. В Кемеровской области и Красноярском крае сокращение составило по 26%, а в Иркутской области — 22%. Меньше снизились сборы каско в Омской и Томской областях — 15% и 16% соответственно.

В Сибирском федеральном округе каско сократилось сильнее, чем по России в целом, констатируют эксперты: по РФ в 2015 году рынок показал снижение на 16%, отмечают в «АльфаСтраховании». В 2015 году компания заключила в Сибири договоров по каско на 23,4% меньше, чем в 2014, и увеличила на 9% число договоров по ОСАГО.

«Сегмент каско в Сибирском федеральном округе заметно просел, в среднем по округу сокращение достигает около 25–30%. В 2015 году мы пересмотрели политику андеррайтинга в каско, произвели корректировку тарифов и провели мониторинг высокоубыточных клиентов, чтобы улучшить качество портфеля. Все это отразилось на наших премиях по каско, которые оказались ниже, чем в среднем по СФО», — рассказала руководитель Дивизиона «Восток СГ УРАЛСИБ»Наталья Нехорошева.

Впрочем, количество заключенных договоров ОСАГО в Сибири за прошлый год тоже сократилось — по данным СМАС, их стало меньше на 15% по отношению к 2014 году. Но несмотря на то, что число договоров уменьшилось, премии страховщикам возросли в целом по Сибири на 41% — всего собрано взносов на 24 млрд руб­лей. «Это связано с увеличением тарифов — их рост в 2015 году составил 45%», — поясняет председатель правления СМАС Геннадий Плотников. «Корректировка тарифов по ОСАГО обеспечила рост сегмента на 68 млрд руб­лей, именно благодаря этому страховой рынок сумел показать положительную динамику. ОСАГО стал точкой опоры страхового рынка в прошедшем году», — отмечает Наталья Нехорошева.

Автомобили не для всех

Основными факторами, повлиявшими на рынок автострахования, эксперты называют общее снижение доходов населения и сокращение количества сделок по продаже автомобилей.

 «Продажи новых авто сократились, как следствие сократилось и количество договоров каско», — отмечает руководитель управления маркетинговых исследований и анализа «АльфаСтрахование» Александр Лильп.

В 2015 году рынок новых легковых автомобилей в Сибири суммарно составил 86,4 тыс. штук — это на 47,2% меньше, чем в 2014 году, сообщили в аналитическом агентстве «АВТОСТАТ». Так, в прошлом году в Красноярском крае падение продаж новых легковых автомобилей составило 52,7% (до 15 тыс. штук), в Кемеровской области — 48,3% (до 14,9 тыс. штук), в Иркутской области — 45,5% (до 10,7 тыс. штук), в Новосибирской области — 43% (13,4 тыс. штук). Аналитики агентства отмечают, что снижение объемов продаж новых авто продолжилось и в 2016 году.

Кроме того, стало меньше сделок по покупке автомобилей в кредит — существенно выросла доля машин, которые приобретаются сразу за наличные, говорит Геннадий Плотников. Это отразилось прежде всего на количестве договоров каско, которые нередко заключаются при покупке автомобиля в кредит.

«В условиях непростой экономической ситуации в стране предприятия оптимизируют свои расходы. Как следствие — компании сокращают использование собственных транспортных средств в производственном процессе, некоторые полностью ликвидируют свои автопарки, переходя на услуги сторонних компаний-перевозчиков. Физлица также минимизируют свои затраты, связанные с использованием автомобилей — например, кто-то вместо двух автомобилей на семью сейчас использует один, кто-то реже стал пользоваться личным транспортным средством», — рассказывает о причинах снижения на рынке автострахования Геннадий Плотников.

«Есть еще один важный фактор, — уверен эксперт. — Сейчас при возмещении ущерба по договорам ОСАГО расходы на запасные части при восстановительном ремонте определяются с учетом износа комплектующих (деталей, узлов и агрегатов). При этом на комплектующие не может начисляться износ свыше 50% их стоимости, а раньше страховщики считали до 80%. Износ уменьшился, а ответственность страховщика по ОСАГО выросла до 400 тысяч руб­лей на каждое поврежденное автотранспортное средство, которое попадает в ДТП. Раньше она была в 3,5 раза меньше на один автомобиль, поэтому автовладельцы старались больше себя защитить, заключая договора каско. Все эти факторы существенно повлияли на количество заключенных в 2015 году договоров автострахования».

«Добровольная «автогражданка» становится все менее востребованной из-за трехкратного увеличения страховых сумм по ОСАГО и повышения тарифов в ОСАГО», — говорит директор Новосибирского филиала АО «СОГАЗ» Ольга Гаенко.

Больное место

Одной из самых серьезных проблем автострахования участники рынка считают деятельность мошенников. «Те 15%, на которые снизилось количество договоров ОСАГО в Сибири за 2015 год, — прямое следствие увеличения числа фальшивых полисов на рынке и отказа автовладельцев от приобретения автостраховки вообще, — уверен Плотников. — Случаев мошенничества с полисами каско и ОСАГО стало заметно больше».

В ГИБДД Новосибирской области отмечают, что за 2015 год установлено более 18 тыс. автовладельцев, не имеющих полисов ОСАГО. В 2014 году их было 5,5 тысяч.

«Оценочно рынок поддельных полисов составляет от одного до четырех миллионов штук. В абсолютном количестве поддельных полисов первое место в России занимает Москва. Если же говорить о процентном соотношении фальшивых и реальных полисов, то есть регионы, где активность мошенников особенно высока — это Сибирь и Дальний Восток, — рассказывает заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов. — В условиях кризиса, учитывая, что средняя стоимость полиса в 2015 году составляла порядка 5 тыс. руб­лей, а подделка стоит от 500 до 1,5 тысяч руб­лей, желающих купить фальшивые полисы становится больше. Пока нельзя сказать, что мы побеждаем и мошенники прекратили выпускать поддельные полисы. Если мы исходим из того, что поддельных полисов было реализовано не менее миллиона штук, то недополученная премия для страховых компаний составила пять миллиардов руб­лей. Это очень существенные деньги для рынка. Если же учитывать, что мошенники могли получить еще и выплаты по поддельным полисам, то убытки страховых компаний значительно выше этих 5 миллиардов».

Можно однозначно сказать, что подделка полисов и их сбыт — это хорошо налаженный бизнес, который приносит мошенникам огромные деньги, уверен руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров. Правда, по его словам, оценить объем денег, который проходит через них, очень сложно. «Во-первых, мы не видим картины по остальному рынку, во-вторых, конечная стоимость поддельных полисов очень отличается — кто-то продает их по сумме в районе тысячи руб­лей, кто-то умудряется гораздо дороже», — говорит он.

«Не понимаю, чем руководствуется человек, приобретая фальшивый полис, — удивляется Плотников. — Повредив транспортное средство, например, стоимостью 1,5 миллиона руб­лей, хотя бы частично можно перекрыть расходы по автостраховке. А с фальшивым полисом виновник ДТП в итоге может остаться не только без машины, но и без квартиры, учитывая высокую стоимость автомобилей». В Новосибирской области, по данным ГИБДД, в 2015 году зафиксировано более 67,7 тыс. ДТП с материальным ущербом (в 2014 году — более 30,2 тыс.).

В СМАС отмечают, что в Сибири около 20% выплат по убыткам транспортных средств — с признаками страхового мошенничества. «Участились случаи искусственных столкновений, когда машина сознательно подводится автовладельцем под ДТП. Причем нередко такой «договор» о ДТП заранее «заключается» между двумя водителями», — рассказывает Геннадий Плотников. Еще один вид мошенничества, получивший распространение в последнее время, — «документальное» столкновение, которое по факту не происходило, зато отражено в документах. Используют элементы транспортных средств, ранее побывавших в ДТП — переставляют детали (фары, подушки безопасности, электронные устройства и т.д.) с одной машины на другую. «Все эти факторы, разумеется, влияют и на ситуацию на рынке, и на рост тарифов в целом», — отмечает эксперт.

«На мой взгляд, существует четкая зависимость между распространением практики использования поддельных полисов и деятельности так называемых автоюристов, так как именно ее последствия привели к резкому подорожанию полисов в отдельных субъектах. В тех регионах, где деятельность юристов «процветает», а это Челябинская область, Краснодарский и Красноярский края, Татарстан, Пензенская, Томская области и другие, скорее всего, количество поддельных полисов неуклонно растет», — полагает Макаров.

Темпы падения рынка замедлятся

По оценкам СМАС, снижение рынка каско в 2016 году может составить еще порядка 10–12%. «Предпосылок для улучшения ситуации по каско нет, как она развернется в 2016 году, сейчас сказать сложно. Возможно, что падения не будет, но рынок останется на том же уровне», — предполагает директор Новосибирского филиала САО «ВСК» Екатерина Кирсанова.

В «АльфаСтраховании» не исключают, что сокращение объемов каско в стране в целом не превысит 5%. «Снижение интереса к каско будет обусловлено в первую очередь общим снижением доходов населения. Люди меньше покупают автомобили, а взамен выплаченных кредитов не так активно берут новые. Поэтому страховые компании сейчас стараются предложить клиенту не только классические продукты каско, но и продукты с сокращенным покрытием (например, ремонт, только если ДТП произошло не по вине страхователя, или страховка только по риску «угон»)», — говорит Александр Лильп.

«Развитие сегмента каско напрямую зависит от продаж новых автомобилей и объемов кредитования. Пока эти направления сокращаются, сегмент не сможет показать положительную динамику. В этом году негативные тенденции сохранятся, однако темпы падения рынка каско замедлятся: немного вырастут продажи автомобилей, и часть клиентов начнет приобретать сокращенные программы каско», — полагает Наталья Нехорошева. По ее оценкам, подогреть интерес клиентов к автострахованию смогут программы с бюджетосберегающими функциями.

Директор Иркутского филиала АО «СОГАЗ» Оксана Якубова также полагает, что в текущем году сегмент каско продемонстрирует снижение сборов: «Сегодняшняя ситуация в экономике вынуждает экономить даже достаточно обеспеченных граждан. Чтобы снизить стоимость полиса, обеспечивая при этом защиту клиентам от крупных убытков, страховщики шире предлагают каско с франшизой, либо индивидуальный набор рисков, либо «усеченное» каско, при котором автомобиль страхуют только от угона и гибели. Также получает распространение «умное каско» с применением телематики».

Говоря о перспективах развития сегмента ОСАГО, Наталья Нехорошева отметила: «В 2015 году частично убыточность сегмента удалось снизить, однако уже к середине 2016 года мы ожидаем, что эффект от повышения тарифов станет незаметным. Кроме того, стало понятно, что в Ульяновской, Челябинской, Ростовской, Волгоградской областях и Краснодарском крае текущие тарифы оказались недостаточными. При этом никак не решается проблема автоюристов. В некоторых регионах судебные издержки могут достигать 30–40% от объема выплат. В 2016 году, по нашему базовому сценарию, прирост сегмента ОСАГО составит примерно 8%, а объем превысит 230 млрд руб­лей».

«В 2016 году страховые компании будут очень внимательно следить за убыточностью по виду, ведь кроме повышения стоимости ОСАГО были увеличены и выплаты. В 2016 году уже будет видно, насколько новые тарифы убрали напряженность на рынке ОСАГО», — отметил Александр Лильп.

В дальнейшем темпы роста сборов по ОСАГО снизятся, а вот выплаты будут расти, так как урегулирование страховых случаев будет проходить уже с повышенными лимитами ответственности, считают в АО «СОГАЗ». «Темп роста выплат в ОСАГО опередил темпы роста сборов: если сумма премий выросла на 46%, то выплаты увеличились на 48% до 1,8 миллиардов руб­лей, притом что выплаты будут расти и впредь», — приводит данные Оксана Якубова.

В СМАС не исключают 10% роста количества договоров по ОСАГО в текущем году. «Это связано, в том числе, с тем, что Российская ассоциация автостраховщиков с июля текущего года будет менять полисы на более защищенные от подделок. Будут приняты меры и со стороны МВД по контролю наличия достоверных полисов. Это позволит стабилизировать ситуацию по ОСАГО», — говорит Геннадий Плотников.

«Планируется полностью обновить бланки ОСАГО, существенно усилив степень их защиты — будет заменен цвет, водяные знаки, будет другая бумага», — рассказывает Сергей Ефремов. Уровень защиты новых бланков полисов ОСАГО будет сопоставим с уровнем защищенности денежных знаков. Это позволит вывести из обращения поддельные полисы, а также усложнит возможность изготовления нового фальсификата, уверены в РСА.

Однако участники рынка полагают, что замена полисов не сможет решить проблему окончательно. «Это сдержит мошенников только на время. Реальным решением может стать развитие электронного ОСАГО, которое можно приобрести только на сайте страховой компании или ее партнера и подлинность которого сотрудники ГИББД проверяют через он-лайн базу РСА», — говорит Наталья Нехорошева.

«Проблема мошенничества на рынке автострахования требует системного решения. Мы не ограничиваемся только введением новых бланков полисов. Мы исходим из того, что активность продажи электронных полисов значительно вырастет и бумажные полисы постепенно начнут уходить с рынка», — согласен Сергей Ефремов. Он отметил, что пока речь не идет о том, что электронные полисы будут обязательными, но не исключил, что это может стать перспективой ближайших пяти лет.

Объемы выплат и сборов по договорам КАСКО и ОСАГО в регионах Сибири

Объемы выплат и сборов по договорам КАСКО и ОСАГО в регионах Сибири

Рынок новых легковых автомобилей в регионах Сибири (шт.)

Рынок новых легковых автомобилей в регионах Сибири (шт.)

 


Похожие статьи: