Не осесть в кармане

14 ноября 2016

Не осесть в кармане

Елена Игнатова
Эксперт-Сибирь

Введение курортного сбора в России перешло в категорию неизбежности. Однако споры относительно его необходимости не утихают. Основные опасения: не навлечет ли нововведение недовольство туристов и пойдут ли средства от сбора по назначению?

Новый курортный налог должен быть введен с 1 марта 2017 года, такое распоряжение дал президент РФ Владимир Путин. Напомним, что новая налоговая мера подробно обсуждалась на последнем Госсовете, который проходил в Белокурихе Алтайского края, где президент подчеркнул, что деньги от курортного сбора надо потратить на восстановление санаторно-курортной инфраструктуры. «Если вводить сбор, то очень аккуратно, не задирая платежи и незаметно для отдыхающих», — уточнил Владимир Путин. Предполагается, что «обкатываться» новый налог будет в четырех пилотных регионах — Алтайском и Краснодарском краях, Крыму и в Кавказских Минеральных Водах (Ставрополье). На текущий момент эксперимент планируется провести в течение пяти лет и только после этого распространить на другие регионы России.

По словам главы Министерства финансов РФ Антона Силуанова, курортный сбор может составить в среднем 50—100 руб­лей в сутки, также будет определена максимальная сумма сбора. Пока что, согласно проекту Федерального закона, вынесенного на рассмотрение 15 октября Минкавказом России, максимальный размер сбора может быть не более 150 руб­лей за одни сутки пребывания. В тоже время допускается установление дифференцированных ставок курортного сбора в различных муниципальных образованиях, включенных в территорию эксперимента. Согласно проекту закона, сбор будут платить «пользователи курортной инфраструктурой». Предполагается, что налог будет включаться в стоимость путевок, курсовок, а также в счета за проживание в курортной зоне — гостиницы, отели и другие места размещения.

В целом чиновники и эксперты оценивают меру положительно, говоря о том, что необходимость введения курортного налога назрела давно. К тому же сбор практикуют во многих странах, в среднем он составляет от одного до семи евро в день, и механизм его сбора там давно отработан. Однако внедрение мер, отработанных во всем мире, на территории нашей страны проходят зачастую совсем не так, как предполагалось. Главные опасения большинства критиков законопроекта — как выработать эффективный механизм сбора денежных средств, а также — как проследить, чтобы эти деньги тратились по целевому назначению, а не оседали в карманах чиновничьей цепочки, тем более что конкретный механизм взимания туристической пошлины пока так и не утвержден. Еще одно предостережение экспертов — не оттолкнет ли нововведение российских туристов, которые и так с большим трудом обратили свой взор на внутренние курорты.

Сколько и за что?

По данным Ростуризма, число ночевок в коллективных средствах размещения в Алтайском крае в 2015 году составило 3,5 млн, если регион введет курортный сбор на уровне 100 руб­лей, годовой доход бюджета может составить около 350 млн руб­лей.

Для Краснодарского края доход от нового налога может составить 4,08 млрд руб­лей, для Крыма — 1,7 млрд руб­лей, для Ставрополья — 861 млн руб­лей соответственно. Однако, сумма администрирования сбора курортного налога, пока что не просчитана, соответственно до конца не понятно, какой в конечном итоге доход от курортного сбора получат регионы.

«Сумма и механизм курортного сбора должны быть такими, чтобы это было, в первую очередь, не обременительно для туриста, и в то же время доход от сбора приносил ощутимый эффект для развития инфраструктуры территории, — говорит исполнительный директор Новосибирской Ассоциации Туристских Организаций Светлана Фоменко. — Именно поэтому важно, чтобы курортный сбор устанавливался только в тех регионах, где туризм одно из основных направлений развития. Например, в Алтайском крае введение сбора уместно, а в Новосибирской области, хоть туризм и набирает обороты, но еще не приносит такого дохода, чтобы администрирование курортного сбора не превышало доход от него».

В одном из пилотных регионов по вводу курортного налога — Алтайском крае — инициативу одобряют, и считают, что мера не вызовет отторжения у туристов. «Дело не только в нарастающей антропогенной нагрузке, а в достижении определенной стадии развития осознанного, ответственного отношения к туризму со стороны самих потребителей, гостей, я считаю, что развитие туризма в Российской Федерации такого осознанного подхода уже достигло, — говорит директор «АлтайТурЦентра» Татьяна Сажаева. — Важно только этот работающий во всем мире механизм очень осторожно и внимательно отработать на пилотных территориях. Алтайский край, на мой взгляд, с такой задачей успешно справится, тем более, что у курорта Белокуриха за последние годы подобный опыт финансирования улучшения курортной инфраструктуры имеется, правда, пока основанный только на добровольных вложениях самих предпринимателей, а не гостей курорта», — пояснила эксперт.

Однако курортный сбор будут платить не все. Вероятно, что вскоре будет утверж­ден окончательный список льготных категорий граждан, освобожденных от налога. Пока же от курортного сбора будут освобождены Герои Советского Союза, Герои РФ, Герои соцтруда, награж­денные орденом Славы, ветераны боевых действий, ветераны ВОВ, граждане, подвергшиеся воздействию Чернобыльской АЭС, дети до 18 лет, инвалиды и дети-инвалиды. Пока что остается нерешенным вопрос, включать ли в этот список граждан, которые имеют право на получение льготных путевок, а также есть предложение, что командировочным сотрудникам сбор должен оплачивать работодатель.

Как отмечают эксперты, немаловажным фактором, осложняющим сбор курортного налога, будет высокая степень теневого бизнеса в сфере российского туризма. Существенной проблемой в собираемости курортного сбора может стать то, что многие места размещения работают без юридического лица, это так называемые частники, и заставить их работать вбелую и платить налоги будет очень непросто. Это также относится к нелегальным организаторам различных туров. Многие эксперты полагают, что ввод курортного сбора может усилить отток туристов в неконтролируемый частный сектор.

Главное — не спугнуть

Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев говорил ранее, что сбор — чувствительная с точки зрения психологии вещь. «Турист охотнее потратит тысячу руб­лей на какую-либо услугу, чем сто руб­лей «просто так», поэтому нужно разъяснять, на что идут деньги», — говорит министр. В Ростуризме также призывают очень серьезно отнестись к имиджевым потерям от ввода нового налога, так как любой сбор, как правило, воспринимается негативно.

Действительно, рост внутреннего туризма наконец-то стал ощутим, и рисковать этими показателями — весьма опрометчиво. В 2015 году, по данным Росстата, число поездок по стране достигло 50 млн (в 2013 году — 29 млн). В 2016 году, по словам исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе, число путешествовавших летом выросло по сравнению с 2015 годом на 10%. Выездной туризм в 2015 году сократился по сравнению с 2014 года на 20% — до 34,4 млн человек, летом 2016 года по сравнению с летом 2015 года — еще на 25%. При обсуждении введения курортного сбора Майя Ломидзе также уточнила, что курортный сбор в европейских городах вводят, когда турпоток достиг предела и можно говорить о дополнительных затратах на амортизацию. «В России ситуация принципиально другая: из выбранных регионов до предела загружен только Краснодарский край», — поясняет исполнительный директор Ассоциации туроператоров России.

Достижению таких показателей способствовало множество факторов. Самые значительные — снижение реальных доходов населения и, как следствие, переориентирование на российские курорты с целью экономии средств. Немаловажным фактором стало закрытие для россиян излюбленных зарубежных направлений — Турции и Египта. Теперь, когда эти направления возвращаются, отток с внутренних курортов вновь случится неизбежно. Напомним, что 22 июля Правительство РФ сняло все ограничения на выполнение регулярных рейсов в Турцию, а 28 августа был отменен запрет на чартерные перевозки. Полетная программа в Турцию продлится до конца ноября, также в скором времени планировалось возобновить полеты в Египет. Таким образом, ввод курортного сбора может только усугубить ситуацию, вновь снизив интерес к российским курортам.

Если вооружиться простой арифметикой, то путевка на две недели на российский курорт прирастет в стоимости примерно на 1 400 руб­лей. Если, к примеру, на отдых отправляется семья из четырех человек, то придется доплатить 5 600 руб­лей, что существенно, особенно когда нет четкого понимания, куда идут твои деньги. А при уровне коррупции в государстве подобная мера вполне может стать у его граждан не только финансовым, но и серьезным психологическим барьером для путешествия по стране. Следовательно, мера может оказаться просто бессмысленной, учитывая отток туристов, расходы на администрирование закона и фискальную нагрузку.

Однако представители курортных территорий настроены более оптимистично, считая, что курортный сбор как инструмент поддержки курортных территорий для российских регионов назрел давно, и вводится своевременно.

Заместитель генерального директора по стратегическому развитию ЗАО «Курорт Белокуриха» Олег Акимов уверен, что курортный сбор не повлияет на спрос, по крайней мере, на путевки в Белокуриху. «Дело в том, что средняя стоимость путевки на четверых человек начинается от 120 тысяч, поэтому сумма курортного сбора на общей стоимости отразится не существенно, — рассказывает Акимов. — Но я считаю, что для Алтайского края, сбор в размере 100 руб­лей — это много, изначально мы предлагали 30 руб­лей, но сейчас понимаем, что наше предложение не примут, поэтому скорректировали предложение до 80 руб­лей».  

Поддерживая инициативу взимания курортного сбора, представители туриндустрии Алтайского края озвучивают разные мнения как по самому размеру курортного сбора, так и на что конкретно собранные деньги должны быть потрачены. Но по словам Татьяны Сажаевой, в одном эксперты сходятся точно: курортный сбор для Белокурихи не повлияет на спрос. «Не стоит торопиться экстраполировать, пока не отработан механизм взимания курортного сбора на территориях края, которые, с одной стороны, обладают значительным рекреационным потенциалом, но пока формально курортными территориями не являются. Думаю, что федеральный законодатель при формировании нормативной базы внедрения курортного сбора на пилотных территориях будет это учитывать», — пояснила Сажаева.

 


Похожие статьи: