Торговле добавили стратегии

26 ноября 2019

Торговле добавили стратегии

Игорь Степанов

Понятие «Торговля» приросло новыми товарными группами и видами деятельности, и все это увязали в единую стратегию развития торговли Российской Федерации до 2025 года, которая и была представлена на Втором Новосибирском торговом форуме

На открытии форума член президиума общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ», заместитель председателя комитета по сельскому хозяйству Сергей Соколов отметил высокую значимость цивилизованных форм торговых взаимоотношений в современной экономике. «Торговля является носителем прогресса», — заявил Сергей Соколов, опираясь на исторический опыт развития цивилизации.

 

Стратегическая трансформация

Суть новой стратегии торговли до 2025 года на пленарном заседании форума изложил директор департамента развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга РФ Никита Кузнецов. По его словам, документ разрабатывался по поручению Правительства РФ вместо ныне действующей стратегии, принятой в 2014 году на период до 2020 года. Необходимость наличия торговой стратегии Никита Кузнецов объяснил ведущей ролью торговли в экономике России. «Это одна из самых крупных отраслей отечественного рынка, в торговле работает самое большое количество субъектов малого бизнеса, и от ее состояния зависит экономика России в целом: 70 процентов ее прироста обеспечивается активным потребительским спросом, реализуемым в торговых взаимоотношениях», — заявил директор департамента Минпромторга РФ.

Говоря о конкретном наполнении стратегического документа, Никита Кузнецов отметил его новизну в части расширения сферы влияния — если раньше речь шла исключительно о продовольственном рынке, то Стратегия торговли-2025 дополнена и другими товарными группами. «Мы пробуем предугадать, как будут развиваться отечественные торговые рынки и предприятия в условиях конкуренции с крупными, в том числе транснациональными системами», — рассказал федеральный чиновник об одной из целей торговой стратегии.

Он указал и на другую новацию новой стратегии — серьезный подход к теме оптовой торговли. «Оптово-продовольственные рынки — это крайне важное звено, через которое продукты питания получает несетевая торговля, в том числе — рынки, ярмарки и сегмент HоRеKа», — считает Никита Кузнецов. Он видит, что эта система сейчас практически отсутствует, и ее необходимо создавать. Директор департамента Минпромторга РФ особо остановился на вопросах регуляторной деятельности в сфере торговли. По его мнению, будущее отрасли — в отсутствии государственного диктата, саморегулировании и кооперации. «Стратегия торговли-2025 серьезно затрагивает вопросы саморегулирования и кооперации», — рассказал Кузнецов участникам форума.

Продолжил пленарное заседание новосибирского торгового форума представитель Китайской народной республики, генеральный директор представительства китайского комитета содействия международной торговли и Китайской палаты Сюй Цзиньли. Он также отметил ведущую роль торговли в мировой экономике в целом и в российско-китайских взаимоотношениях — в частности. По словам Цзиньли, торговля является наиболее активной сферой китайско-российского экономического сотрудничества — ее объем в 2018 году превысил 100 млрд долларов, а к 2024 году стороны планируют достигнуть отметки в 200 млрд долларов. Представитель КНР доложил, что в 2018 году экспорт России в Китай впервые с 2005 года превысил импорт на 3,8 млрд долларов, а стоимость экспортных неэнергетических несырьевых товаров достигла 12,2 млрд, увеличившись на 850 млн по сравнению с предыдущим годом. По мнению Цзиньли, это означает, что в Китае растет спрос на продукты глубокой переработки из России.

Переходя к практической повестке, гендиректор представительства китайского комитета содействия международной торговли проинформировал, что доступ в Китай российских товаров — особенно в области сельскохозяйственных товаров и пищевых продуктов — постоянно расширяется. В качестве примера повышенного интереса китайского импорта он привел российскую продукцию — шоколад, конфеты, мед, мороженое, а также натуральные органические средства по уходу за кожей, косметику и детские товары. «Высококачественные российские товары уже завоевали популярность среди китайских покупателей», — заверил господин Цзиньли.

Тему трансформации отечественного ритейла поднял директор вертикали по работе с розничными сетями компании ритейл-аудита «Nielsen Россия» Константин Локтев. В качестве одной из причин серьезной перестройки процессов в ритейле, Константин Локтев назвал остановку роста реально располагаемых доходов населения: «На ближайшие годы я не вижу факторов, способствующих росту спроса. В этой ситуации ритейлу приходится адаптироваться под покупателя».

Он указал на несколько формирующихся покупательских запросов — переход к малым форматам торговли, приоритет удобства совершения покупок и повышенное внимание к качеству товаров. «Гипермаркеты сегодня либо стагнируют, либо сокращают продажи — современный покупатель, не тратя много времени для удовлетворения ежедневных потребностей, идет в торговый формат «у дома». Эти магазины, в свою очередь, сокращают площади и ассортимент товаров по экономическим соображениям, но наполнение ассортимента улучшается в сторону набора продуктов здорового образа жизни — свежих, органических и натуральных», — наглядно представил картину эволюционирующего ритейла эксперт рынка. Он же обратил внимание и на технологический прогресс, приводящий к повышению удобства покупателей — расширяющееся внедрение средств самообслуживания, включая ручные сканеры и терминалы самооплаты.

---------------------

Раньше ритейл был функцией, способом пополнить свои запасы — сегодня работает экономика эмоций и удобства. Все крупные форматы пытаются трансформироваться в территории, которые будут дарить впечатления.

---------------------

Азиатский интерес

Прикладные аспекты внешнеэкономической деятельности получили свое развитие в рамках Внешнеторговой секции, организованной Центром поддержки экспорта Новосибирской области и ГК «Инновационная Бизнес Группа» под эгидой регионального министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства. По словам управляющего партнера ГК «Инновационная Бизнес Группа» Марины Глаголевой, эта рабочая площадка была ориентирована на решение практических задач и реализацию конкретных планов.

В работе сессии приняли участие более 30 новосибирских предприятий, а также торговые компании Китая и Вьетнама. Представитель китайской стороны — оператор онлайн-супермаркета национальных российских товаров, открывшегося на площадке Tmall Food&Fresh 6 ноября 2019 года в ходе Шанхайской выставки. Республику Вьетнам представил оператор шоурума Российского экспортного центра в Хошимине, а также делегации вьетнамских торговых сетей. Зарубежные делегаты не только провели личные переговоры с потенциальными партнерами из Новосибирска, но и посетили ряд предприятий — в том числе фабрику мороженого ГК «Новосибхолод».

В продолжение внешнеторговой сессии российский предприниматель, экономист и китаист Михаил Медведев в качестве практики российско-китайского торгового рынка провел семинар, посвященный выходу на рынок Китая и закреплению на нем. В ходе семинара новосибирские предприниматели сумели пополнить свои знания об импортном потенциале китайского рынка и своих экспортных возможностях, получили авторитетные предостережения от типичных ошибок вывода на рынок и продвижения своей продукции.

 

На местном бренде

Министр промышленности, торговли и развития предпринимательства НСО Андрей Гончаров подробно осветил два направления работы регионального правительства в области поддержки и развития торговых взаимоотношений. Будучи убежденным, что «село живет, пока живет школа, почта и магазин», министр подтвердил неизменность позиции исполнительной власти по отношению к селам, в которых отсутствуют стационарные торговые точки. «Эта проблема решается организацией мобильной торговли, и правительство региона будет и впредь продолжать субсидирование торговым компаниям транспортных расходов на доставку предметов первой необходимости в такие села», — заверил участников форума Андрей Гончаров. Министр сообщил, что это направление заложено в ведомственной целевой программе. «Ранее на него выделялось около 11 млн рублей в год, а с этого года произошло увеличение ресурсов до 21 млн рублей. Это означает возможность выделения порядка 140 субсидий в год, что позволит обеспечить торговлей 475 населенных пунктов Новосибирской области», — объявил глава регионального Минпромторга.

Вторым направлением деятельности министерства, на котором остановился Андрей Гончаров, стала поддержка местных производителей продуктов питания. «Сегодня покупателю хочется чего-то свежего — того, что вчера еще «бегало, мычало, кудахтало», а сегодня уже подается на стол», — образно продолжил министр тезисы ранее выступившего Константина Локтева. Поэтому поддержка местного товаропроизводителя в условиях жесткой конкуренции фермера в соперничестве с крупным сельхозпроизводителем обозначена Андреем Гончаровым как важная задача, при решении которой на первый план выходит работа с сетями и поставщиками.

В качестве одного из механизмов поддержки глава регионального Минпромторга назвал ведущуюся работу над брендом «Новосибирский продукт», основанную на системе добровольной сертификации. «Поставщик сам, через систему аккредитованных лабораторий, осуществляет контроль качества и получает нашу марку. А мы работаем над определенным продвижением — например, договариваемся с сетевым ритейлом о готовности размещать на своих полках товары под этим брендом. Возможно, это произойдет уже со следующего года после регистрации нашей торговой марки», —  обрисовал Андрей Гончаров механизм и перспективы регионального брендирования.

Эту же тему развил президент Национальной ассоциации производителей и поставщиков региональных продуктов Илья Меркулов. Он твердо убежден, что в каждом регионе России есть три-четыре продукта, которые достойны стать мировым брендом с географическим указанием.

Выводить на главной: 

Похожие статьи: