Выйти в свет

20 февраля 2020

Выйти в свет

Виталий Букатин

Справка: Сергей Левшенков, 32 года. Предпринимательский стаж — с 2012 года. Учредитель и директор компании «Светлый Город», специализирующейся на производстве LED-светильников. На конец 2019 года светильниками компании оборудовано более 300 объектов, среди которых Саяно-Шушенская ГЭС, объекты Олимпиады в Сочи, ЛДС «Сибирь», завод «Элсиб».

Сергей, вы помните момент, когда приняли решение начать свое дело?

Когда я окончил университет, то все горел желанием пойти работать по специальности — я заканчивал НЭТИ по специальности «Связист». После окончания университета пошел работать в компанию, которая занималась строительством базовых станций для сотовых операторов. Два года проработал в режиме «полтора месяца в командировке — две недели, а иногда и меньше, дома». Когда взял первый отпуск — а это был ноябрь 2012-го — как сейчас помню: сижу на кухне и понимаю, что выйти снова на работу не смогу. Я совершенно эмоционально опустошен, этот режим работы меня вымотал совершенно, не могу ни с друзьями общаться, ни личную жизнь выстроить.

В тот день я позвонил своему другу Павлу Толмачеву, чтобы излить душу. Он меня выслушал и поделился своей бизнес-идеей заняться проекционной рекламой. Только, говорит, капитал нужен. А у меня на тот момент были свободные средства. В тот ноябрьский день мы и решили начать свое дело. Тогда нам казалось, что это просто wow-идея, никто этим в городе не занимается, рынок пустой, мы его займем — все витрины заклеим, станем королями.

— Каким получился ваш первый предпринимательский опыт?

— Начали мы по стандартной схеме: сняли офис в центре, с отдельным входом. Заказали вывеску. И, конечно, первый опыт продаж развеял все наши иллюзии. Нам удалось сделать только два объекта, и через четыре месяца у нашего предприятия закончились деньги.

Нужно было на что-то жить и содержать компанию. Решили продавать строительные материалы, но тоже не очень шло. Решили тогда взять максимально широко. Видим какой-либо товар — тут же заходим на «Авито», даем объявление, ждем откликов.

— Как все же вышли на вашу тему светодиодных светильников? Счастливый случай?

— Да, именно случай. Сейчас уже можно сказать — счастливый. В один из дней нам предложили поучаствовать в тендере на световое оформление автосалона. К тому моменту мы уже усвоили одно из негласных правил предпринимателя: всегда говори «да», какую бы задачу ни ставили, всегда говори, что сделаешь, а детали уже по ходу пьесы, как говорится.

Когда мы с напарником разбирались и вникали в проект, в один из дней побывали на производстве в Бердске и тогда же заразились темой светодиодных светильников, а то, что это энергосберегающие и экологичные технологии, нас подкупило окончательно.

В буквальном смысле, на последние деньги сняли очень небольшой, без окон, офис, начали продавать и уже через неделю сделали первую отгрузку. Дело пошло. Сначала работали с продукцией одного предприятия, после стали расширять линейку торговых марок. Обзвонили предприятия по сибирскому региону, узнали условия, выбрали подходящие нам.

Сейчас, конечно, без улыбки это время не вспомнишь. Когда к нам приходили представители заводов, чтобы познакомиться, узнать, кто же им такие продажи делает, мы проводили встречи и заключали сделки, сидя прямо на коробках в нашем офисе без окон, где были только два стола, два компьютера и все свободное пространство заставлено коробками со светильниками.

— Как пришли к производству?

— Это был конец 2013 года. У нас уже очень хорошо пошли продажи. Но тогда же мы столкнулись с первой серьезной проблемой: заводы не могли вовремя отгрузить нам товар, и, конечно, начались конфликты с нашими клиентами, которым нужно было закрывать объекты. Тогда мы начали думать, что можно сделать в этой ситуации. Решили собирать светильники самостоятельно. Взяли одну модель, разобрали, посмотрели ее конструктив. В этот момент мне, конечно, помогло мое инженерное образование. Мы нашли поставщиков комплектующих и первый светильник собирали сами с моим напарником, Павлом Толмачевым.

— Сергей, а когда пришло понимание, что не все стоит делать самим и стоит нанять людей, которые разбираются в светильниках?

— Наш запал с напарником закончился очень быстро, потому что днем мы продаем, а вечером и в ночь собираем светильники. По прошествии пары месяцев мы решили взять сотрудников. Конечно, это были студенты. Конечно, работали они на сдельных условиях. Для нас это был очень ценный опыт: мы поняли, что пользоваться услугами студентов — это не вариант. Работали парни быстро, но половина всего сделанного ими, являлось браком. Мы пришли к тому, что нужно приглашать людей с компетенциями и брать их в штат, это значительно повышает ответственность.

— Сергей с момента старта бизнеса можете оценить, что было действительно сложно в этот период и как вы эту кризисную ситуацию преодолели?

— Наверное, один из самых сложных моментов развития компании случился в 2015 году. Был период, когда у нас несколько месяцев кряду продажи были нулевые. Начали расти долги, уходить люди, и было ощущение, что все пора заканчивать. Но тогда же мы с напарником решили, образно говоря, «обнулиться», вернуться к истокам, оставили только производственников, всех остальных уволили. Взяли продажи в свои руки. И через пару месяцев нам удалось вывести компанию из кризиса.

— Как бы вы оценили процедуры и инструменты поддержки предпринимателей в период, когда только начинали свой бизнес, по сравнению с тем, что есть сейчас?

— Разница, безусловно, есть. Когда мы начинали свое дело, то ничего не знали ни о какой поддержке для предпринимателей. Тогда был очень невысокий уровень информирования. Сейчас мне ежедневно приходит рассылка о мероприятиях и новых инициативах поддержки для малого бизнеса. Я, допустим, не знал о существовании гарантийного фонда, но, проезжая по городу, однажды увидел баннер. Тут же сделал звонок, мне все рассказали подробно доходчиво — и, главное, это работающий механизм, которым я бы воспользовался. Есть очень хороший вариант поддержки для начинающих компаний, такой как бесплатное участие в выставках. Мы дважды присутствовали на форуме «Городские технологии», и для нашей компании это был положительный опыт. Очень помогают подобные информационные проекты, организованные центром «Мой бизнес», в которых рассказывают о предпринимателях. Сейчас проводится много обучающих мероприятий — и по маркетингу, и по налогам, и по госзакупкам. Подобной активности в прежние времена я не припомню.

— Как, по вашему мнению, можно определить — предприниматель ты или нет? По каким качествам?

— Я бы выделил основное качество, которое должно быть. Это умение брать на себя ответственность. За то, что будет происходить с тобой, с твоим бизнесом, как ты будешь выполнять обязательства перед сотрудниками и контрагентами. За все это ответственен ты — не государство, не папа-мама или начальник, а только ты. И вот к такой ответственности готовы далеко не все.

— Сергей, могли бы вы поделиться своими критериями успешности бизнеса?

— Можно, конечно, ответить, по-умному, как учат: про рентабельность на вложенный капитал, и прочее, и прочее. Но по мне, главный признак успешности — когда вам не стыдно за то, что делаете, за ваш продукт. Если плакать от него не хочется, то это уже хорошо.

Занимаясь производством своих светильников, я постоянно замечаю в них какие-то недочеты, устраняю, но вижу другое, в чем можно их усовершенствовать, и это непрекращающийся процесс. В идеале мой критерий успешности будет достигнут, если наши светильники сделаются своего рода эталоном — чтобы, говоря об освещении, люди всегда всегда упоминали «Светлый Город».

/интервью подготовлено при поддержке  АНО "Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области"/  

Выводить на главной: 

Похожие статьи: