Выше всех по статусу – клиент.

28 февраля 2020

Выше всех по статусу – клиент.

Александр Дыжин

 

Справка: Евгений Бойков, 31 год. Предпринимательский стаж с 2011 ода. Основатель и директор первого магазина уникальных продуктов «Продукто».

             

— Евгений, почему решили стать предпринимателем? В какой момент это произошло? Вы жили, жили, проснулись однажды и подумали: буду предпринимателем? Или было как-то по-другому?

— Предприимчивым-то я был всегда, и первая проба пера в собственном бизнесе, случилась, когда мне было лет восемь. Это была торговля семечками на вокзале «Новосибирск-Западный». Посмотрел, что бабушки торгуют, и решил попробовать так же.

Тогда я и получил свои самые первые «бизнес-уроки». Во-первых, узнал, что такое конкуренция. Когда мы только пришли, бабушки, которые там уже торговали, сказали: «Какие милые дети, давайте, конечно, садитесь к нам!». После того, как с электрички все люди пошли к нам, приговаривая: «Ой, какие ребятишки милые!» — и начали у нас покупать, эти же самые бабушки нас и выгнали. Сказали, чтобы мы шли на другую сторону улицы. 

Второй мой урок был о том, что лучше с партнерами все делить на берегу. Семечки покупали на деньги, которые взяли у моей мамы, но друг мой Степа сказал, что вложится в дело укропом, который его мама приносила с дачи. Я тогда предложил, чтобы мы все деньги — и с семечек, и с укропа — делили пополам. Но укроп никто не покупал. Плюс семечки каждый день лежали новые, а укроп был тот же самый, который привезли в понедельник, то есть становился хуже и хуже. Его перестали покупать вообще, а деньги мы продолжали делить пополам. 

Ну и в конце концов я столкнулся с зависимостью от одного инвестора, потому, что мама пришла и спросила: где все деньги? Я ей сказал — отдал Степе, потому, что мы пятьдесят на пятьдесят. Говорю: мне еще нужны, чтобы семечки купить. Тема — огонь, только вот надо еще чуть-чуть подраскрутиться. Но мама сказала: все, никаких больше семечек. Ну а самое смешное, что с тех пор ничего особо, как бы, и не менялось, если так задуматься. Просто масштабы стали больше. Это такой прикольный опыт, который, так сказать, заложил у меня предпринимательство в ДНК.

 

— Когда все-таки пришло осознанное желание заняться своим делом? 

— Да все, в общем-то, просто: как любому студенту, мне были нужны деньги для того, чтобы, посидеть с девушкой и попить кофе. Это был период постоянного поиска возможностей заработать, какие-то «фрилансики» и «движушки». 

Это все к тому, что мне за всю мою жизнь никто зарплату, кроме клиента, не платил. С тех пор в моем ДНК заложен какой-то трепет, что ли, перед любым клиентом, даже не в моем бизнесе.

И в своей компании я постоянно говорю сотрудникам: максимум, что мы все можем сделать, — это посоревноваться, кто больше денег из компании вынесет, а заносит их в компанию только клиент. Поэтому он по статусу выше, чем я, чем вообще все. Потому что клиент с его деньгами — это единственный источник нашего дохода. А мы все — это только расходы.

 

— Каким был ваш первый предпринимательский опыт? И сразу ли наладился бизнес?

— Первым нашим бизнесом была доставка фруктов в офисы. Продвинутые работодатели заботились о сотрудниках. У нас были довольно солидные клиенты и хорошие контракты. Но случилась вся эта санкционная история в 2014 году. Во-первых, мы лишились фруктов из-за введенного продуктового эмбарго. Во-вторых, эту статью расходов компании убрали сразу, как только начался кризис. Тогда-то мы и подумали, что нужно что-то такое, вечное. А с учетом того, что значительную часть денег средняя семья тратит на продукты питания, решили попробовать это направление. 

Магазины в нашем районе приводили меня в уныние, и мы подумали: ну, мы сейчас за годик по-быстрому сделаем такой же магазин, как «у дома», но для среднего класса. И все. И начнем дальше заниматься вот этими всеми своими «диджитлами», всякими своими сайтами. Но это затянулось уже на шесть лет. Но главное — появилось понимание, что это то, чем я хочу заниматься еще, наверное, лет десять точно. Потому что в этом я вижу очень большую возможность самореализации.

 

— Предприниматель — это тот, кто все делает сам, или тот, кто может собрать команду?

— На разных этапах роли меняются. Я считаю, что базовые компетенции и экспертиза должны быть во всех процессах компании. И более того: если нужно вдохновение, то иди, пожалуйста, сам съезди, получи груз, сам выйди в зал, сам сделай кофе. Поживи порой реальным процессом.

 

— В какой момент вы поняли, что нужно нанять людей? 

— В первые полгода мы сменили четыре «ниши», шли буквально на ощупь. Были очень жесткие условия: у нас отсутствовал график работы, нас было четыре человека, и все мы приходили каждый день, без выходных. Отдыхали, когда уже валились с ног. Но мы понимали: денег для того, чтобы нанять сотрудников, нет. Пока искали свою нишу, параллельно со всем этим процессом у нас шло продвижение в Инстаграме. Это направление жило своей жизнью. Мы выкладывали какие-то фотки, но в ответ — тишина. Когда обнаружили, что наша целевая аудитория — молодежь, то это был прорыв. Первые же фотографии дали нужный эффект. И первая же наша акция «1+1» привела к нам такое количество покупателей, что у нас сразу выстроилась безумная очередь. И, конечно, когда ты копошишься-копошишься и получаешь раз за разом неудачу, однако все равно продолжаешь, то в какой-то момент пазл — бац! — и складывается как надо. Тогда ты можешь немного выдохнуть, и в этот момент тебе приходит мысль: нужны сотрудники. Ну, поскольку уже есть и деньги, и понимание, что теперь надо потихоньку уходить из «операционки», смотреть и шире и дальше.

 

— Какие причины для тех, кто планирует начать свое дело, вы бы назвали в пользу того, чтобы открыть бизнес?

— Если в себя веры больше, если понимаете, что ваши компетенции в выбранной сфере выше, чем у других людей в компании, где вы планировали работать по найму, то, конечно, стоит начать свое дело.

 

— Каким, по вашему мнению, может быть критерий успешности бизнеса? 

— В этом вопросе я полностью солидарен с общепринятым критерием — деньги. Есть и еще один важный момент, который тоже связан с объемом выручки: нужно стремиться все делать в белую, платя все налоги, и платить сотрудникам зарплаты выше среднего. Для меня важный критерий успешности — это когда и компания растет, и сотрудники ее растут в своем финансовом благополучии. 

И, опять же, после переломного для меня 2017 года важный параметр — это насколько я спокоен. Трачу ли я нервы, силы, энергию — или мне вообще все классно, я занимаюсь любимым делом с теми, с кем мне нравится.

 

— Как бы вы оценили процедуры и инструменты поддержки предпринимателей в период, когда вы только начинали свой бизнес, по сравнению с тем, что есть сейчас? Достаточно ли проработан инструментарий поддержки компаний?

— Скажу так. Сейчас все не очень хорошо, но, надеюсь, что будет гораздо лучше. Собственно, я стал амбассадором проекта «Мой бизнес», потому что хочу участвовать в процессе и все предлагаемые меры поддержки тестировать в первую очередь на себе и своем бизнесе. И если предложенные решения работают, то рекомендовать их и, конечно, улучшать. Если не работают, то так же честно сказать: это нерабочая схема. Но совершенно точно не быть человеком, который стоит в стороне и все критикует, наводит уныние.

 

— Евгений, в нынешних условиях предприниматель в России — это по-прежнему сапер, который ходит по минному полю? Или у него появилось больше инструментов, чтобы обойти опасные участки и не подорваться? 

— Это по-прежнему сапер. У него, конечно, появилось больше инструментов, чтобы обнаружить мину, но он по-прежнему сапер. Задача ведь не инструментами для обнаружения мин его снабдить, а сделать так, чтобы вообще никакого минного поля для предпринимателей не было. 

 

— Какие планы развития компании ставите на ближайшее время? К чему стремитесь? 

— Хотим еще, конечно, открыть пару магазинов в Питере и Москве. Но основная цель — начать продавать знания и компетенции нашей команды. Мы ведь, по сути, такое же маркетинговое или рекламное агентство, только узкоспециализированное на продуктах. У нас колоссальная экспертиза — 10 тысяч часов диджитл-маркетинга и 10 тысяч часов продуктового маркетинга. Необходимо эти два массива знаний соединить. Стать точкой входа для продуктовых брендов. Словом, сейчас стараюсь сложить этот пазл правильно — и это будет прорыв.

/интервью подготовлено при поддержке  АНО "Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области"/

 

 

Выводить на главной: 

Похожие статьи: