Дорожное покрытие

26 августа 2015

Дорожное покрытие

5 марта Правительство РФ опубликовало постановление № 193, согласно которому в текущем году российские регионы дополнительно получат из федерального бюджета 69,3 млрд рублей на строительство дорог.

5 марта Правительство РФ опубликовало постановление № 193, согласно которому в текущем году российские регионы дополнительно получат из федерального бюджета 69,3 млрд руб­лей на строительство дорог. Федеральная поддержка призвана помочь регионам выполнить поручение трехлетней давности президента Владимира Путина удвоить объемы строительства и реконструкции дорог к 2022 году. К этому времени должно быть построено и реконструировано около 50 тыс. км магистралей. Для выполнения этой задачи регионам нужно дополнительно по 100 млрд руб­лей в год.

Дополнительные средства федерация распределит между регионами по двум направлениям. Первое — крупные и особо важные для социально-экономического развития страны проекты, реализуемые в рамках регио­нальных дорожных программ. По этому направлению федеральные деньги в Сибири получит только Красноярский край (383,8 млн руб­лей). Общая же сумма бюджетных вливаний на всю страну — 13,8 млрд руб­лей. Второй блок — софинансирование развития и увеличения пропускной способности регио­нальных и местных автомобильных дорог общего пользования. На эти цели предполагается направить 55,4 млрд руб­лей. Размер государственной поддержки конкретным регионам зависит от распределения доходов от акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла. Больше всего средств получат Москва (3,4 млрд руб­лей) и Московская область (3,6 млрд). В Сибири в этом году счастливчиками стали Красноярский край (1,46 млрд руб­лей), Новосибирская область (1,16 млрд руб­лей) и Алтайский край (1,27 млрд руб­лей).

Выделение Москвой дополнительных миллиардов на строительство регио­нальных дорог — ежегодная практика. Меняется только размер трансфертов. В 2014 году общий объем софинансирования из федерального бюджета составил 55,5 млрд руб­лей. Например, Новосибирская область в прошлом году получила трансферт в один миллиард руб­лей на завершение строительства третьего моста через Обь. Однако в условиях экономического кризиса федеральная поддержка выглядит как важный стимулирующий экономику инструмент.

Много и мало

Новость о дополнительном финансировании строительства дорог власти сибирских регионов восприняли с большим оптимизмом. «Полученный Красноярским краем федеральный трансферт в размере 1,8 миллиардов руб­лей является замещением выпадающих доходов от акцизов. В прошлом году по этой причине все субъекты при формировании бюджетов дорожных фондов недополучили значительные средства. В начале этого года край получил от федерации на дорожное хозяйство более 500 миллионов руб­лей», — заявили в Минтрансе Красноярского края.

Впрочем, решение извечной русской проблемы дается сибирским регионам с большим трудом, темпы дорожного строительства, кажется, безнадежно отстают от потребительского спроса и потребностей экономики. «Уровень автомобилизации населения за последние шесть лет увеличился в полтора раза, при этом темпы строительства сохраняются на уровне начала 2000-х годов, — объясняет бывший председатель правления иркутской группы компаний «Труд», а ныне заместитель председателя комитета по транспорту Государственной думы РФ Сергей Тен. — Межремонтный срок сегодня составляет порядка 50 лет. С момента возврата дорожных фондов, в 2011 году, ситуация с финансированием стала исправляться. Однако повсеместно наблюдается несоблюдение намеченных объемов финансирования. Только за 2014 год регио­нальные дорожные фонды субъектов недополучили от планируемых 83,5 миллиардов руб­лей, в 2013 году эта цифра составила 50 миллиардов руб­лей». По мнению Тена, регио­нальное финансирование необходимо увеличивать минимум вдвое.

Тем не менее, в процентном соотношении к ранее предусмотренным средствам на развитие автомобильных дорог новый трансферт из федерального бюджета выглядит достойной помощью регионам. «Размер дорожного фонда Иркутской области, без учета трансфертов и субсидий из федерального бюджета, на 2015 год планируется в размере 4,8 миллиардов руб­лей. Поэтому 916 миллионов руб­лей дополнительных средств — это порядка 19%, помощь существенная», — констатирует Сергей Тен. По его словам, сегодня в Иркутской области отсутствует круглогодичная автодорожная связь Мамско-Чуйского, Катангского, Киренского и Бодайбинского районов с регио­нальными дорогами и с областным центром. А на автомобильных дорогах «Киренск–Казачинское», «Тайшет–Чунский–Братск», «Жигалово–Казачинское» и «Бодайбо–Мама» существуют грунтовые разрывы. Федеральные деньги потребует и реконструкция автомобильной дороги «Иркутск–Листвянка», связывающей областной центр с главным туристическим центром региона. За счет межбюджетных трансфертов в 2015 году власти Иркутской области планируют построить 23 км автомобильных дорог и начать строительство участков протяженностью 18 км с вводом в 2016 году.

«В начале января Томская область получила трансферт в 126 миллионов руб­лей. Вместе с новой суммой в более чем в 355 миллионов мы получаем 481,7 миллиона руб­лей, которые пойдут на достижение целевых показателей регио­нальных программ в сфере дорожного хозяйства, развитие и увеличение пропускной способности сети автомобильных дорог», — в свою очередь говорит заместитель губернатора Томской области по промышленной политике Леонид Резников. Среди проектов, которые Томская область с федеральной помощью намерена реализовать в 2015 году, — строительство моста через реку Чачамга в Верхнекетском районе и реконструкция дороги «Могильный Мыс — Парабель — Каргасок».

Даже мизерные на общем фоне 123,1 млн руб­лей, которые Москва выделила Республике Тыва — для этого восточносибирского региона цифры вполне приличные. Это 15,3% от общего объема средств, запланированных Дорожным фондом республики на 2015 год. Правда, нужно иметь в виду, что Тува — один из шести регионов России, которые до сих пор не имеют железнодорожного сообщения с остальной страной. При этом с соседними регионами республику связывает только одна автомагистраль — федеральная трасса М-54. «Общая протяженность автомобильных дорог Тувы составляет 4,8 тысячи километров. По этому показателю регион занимает 12 место в СФО. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет по республике 18 километров на тысячу квадратных километров территории. Это 10 место в СФО и 67 место среди регионов России», — сообщили журналу «Эксперт-Сибирь» в Министерстве дорожно-транспортного комплекса РТ. Сегодня два районных центра (села Кунгуртуг и Тоора-Хем), а также 11 поселений не имеют устойчивой автодорожной связи с респуб­ликанским центром. По оценке специалистов Министерства дорожно-транспортного комплекса республики, на 123,1 млн руб­лей в Туве можно построить 7,7 км автодорог III категории с твердым покрытием или реконструировать 11,2 км автомагистрали.

«Вы спрашиваете меня, где в Новосибирской области необходимо в первую очередь реконструировать автодороги? Не сильно ошибусь, если скажу: «Везде! В каждом районе нашего родного региона», — восклицает председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Законодательного собрания Новосибирской области Федор Николаев. По его словам, в первую очередь регион нуждается в строительстве автомобильной дороги «М-51–Коченево» в Коченевском районе, развязке на улице Петухова в Новосибирске (уже достраивается), расширении Мочищенского шоссе, возведение тоннеля под железнодорожным мостом автодороги «Барышево–Орловка–Кольцово» (его строительство также уже ведется). В существующих экономических условиях Николаев считает целесообразным строить в сельской местности автодороги IV и V технической категории. «Но только в твердом покрытии. Если в Новосибирске остро стоит проблема пробок и пропускной способности, то в сельской местности — это вопросы практической возможности проехать из точки A в точку B», — с грустью замечает депутат новосибирского заксобрания.

Деловой подход

Удвоение регионами объемов строительства автодорог к 2022 году — амбициозная и трудновыполнимая на практике задача. Без дополнительных вливаний из федерального бюджета выполнить ее нереально. «Если говорить только об удвоении объемов строительства автодорог, то с учетом возможностей существующих технологий строительства Туве потребуется не менее 3,5 миллиардов руб­лей. Но чтобы увеличить обеспеченность автодорогами до среднероссийских нормативов, причем на современном уровне, инвестиции должны быть в разы больше», — комментируют в Министерстве дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва. А вот Красноярскому краю нужны куда большие вливания. Для удвоения объемов строительства автодорог в соответствии с президентским указом региону необходимо ежегодно направлять на дорожное строительство не менее пяти миллиардов руб­лей.

Впрочем, сибирские территории с успехом привлекают частный бизнес к решению проблем автодорожного сообщения. В 2013–2014 годах в Туве с участием горнодобывающих компаний построена дорога с грунтовым покрытием протяженностью 15 км для перенаправления большегрузного транспорта в обход Кызыла. По этой дороге везется уголь с Каа-Хемского разреза (в пользовании ТГРК — структуры En+ Group Олега Дерипаски), концентраты — с месторождений полиметаллов (осваивается дочерней компанией китайской горнодобывающей корпорации Zijin Mining Group Co Ltd.) и так далее. Китайцы также обслуживают часть дороги регио­нального значения «Кызыл–Тоора-Хем», которая построена в постсоветское время и открыла доступ в таежный район республики — Тоджу. По инициативе главы республики Шолбана Кара-оола в 2012 году власти Тувы впервые передали две регио­нальные дороги в концессию частным компаниям — в частности, подконтрольному «Евразу» консорциуму «Тувинские дороги» на условиях повышения их категорийности и текущего обслуживания. Общая протяженность переданных в концессию участков автодорог — 530 км. По сути, это основная автомобильная артерия Тувы, которая проходит по территориям семи крупных районов республики. Стоимость соглашения — около семи миллиардов руб­лей. Перспективы дорожного строительства в Туве эксперты связывают с использованием пограничного положения респуб­лики — реализацией проектов, направленных на создание трансграничного транспортного коридора в сторону Монголии и Китая. Также обсуждается возможность строительства автомобильной дороги, связывающей Республику Тыва с федеральной автомагистралью М-52 «Чуйский тракт».

Удачно зарекомендовал себя и опыт государственно-частного партнерства в сфере дорожного строительства в Алтайском крае. В равных пропорциях ремонт важнейшей для региона автодороги «Змеиногорск–Рубцовск–Волчиха–Михайловское–Ключи–Кулунда–Бурла — граница Новосибирской области» финансируют Алтайский край, компании «УГМК-Холдинг» и «Сибирь-Полиметаллы». Общая протяженность пути — 488 км, стоимость проекта составила 1,8 миллиарда руб­лей.

Но, конечно, для кардинального решения дорожного вопроса никаким регионам не обойтись без федеральной поддержки.

График

Дополнительные трансферы регионам СФО на дорожное строительство в 2015 году

Дополнительные трансферы регионам СФО на дорожное строительство в 2015 году

 


Похожие статьи: